1. Незаконная охота, если это деяние совершено:

а) с причинением крупного ущерба;

б) с применением механического транспортного средства или воздушного судна, взрывчатых веществ, газов или иных способов массового уничтожения птиц и зверей;

в) в отношении птиц и зверей, охота на которых полностью запрещена;

г) на особо охраняемой природной территории либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, —

наказывается штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет.

2. То же деяние, совершенное лицом с использованием своего служебного положения либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо причинившее особо крупный ущерб, —

наказывается штрафом в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до пяти лет либо лишением свободы на срок от трех до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Примечание. Крупным ущербом в настоящей статье признается ущерб, исчисленный по утвержденным Правительством Российской Федерации таксам и методике, превышающий сорок тысяч рублей, особо крупным — сто двадцать тысяч рублей.

Комментарий к ст. 258 УК РФ

1. Непосредственный объект преступления — отношения по охране и рациональному использованию диких животных.

В России разрешены следующие виды охоты: промысловая, спортивная, любительская, охота в целях осуществления научно-исследовательской и образовательной деятельности, регулирования численности охотничьих ресурсов, акклиматизации, переселения и гибридизации охотничьих ресурсов, их содержания и разведения в полувольных условиях или искусственно созданной среде обитания, обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ (ст. 12 Закона об охоте).

К специальным нормативным актам, которыми регулируется охота, прежде всего относятся: Законы об охоте, о животном мире; Приказ Минприроды России от 16.11.2010 N 512, утв. Правила охоты на территории Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов РФ, напр. Пост. Правительства Тульской области от 29.07.2014 N 381 «О введении на территории Тульской области ограничений и запретов на использование охотничьих ресурсов в летне-осенний период 2014 года, осенне-зимний период 2014 — 2015 годов, весенний период 2015 года и летний период 2015 года».

Согласно ч. 5 ст. 23 Закона об охоте виды разрешенной охоты и параметры ее осуществления в соответствующих охотничьих угодьях определяются высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ).

2. Предмет преступления составляют охотничьи ресурсы — объекты животного мира, которые в соответствии с Законом об охоте и (или) законами субъектов РФ используются или могут быть использованы в целях охоты. В соответствии со ст. 11 Закона об охоте к таковым относятся:

— млекопитающие: а) копытные животные — кабан, кабарга, дикий северный олень, косули, лось, благородный олень, лань, серна, гибриды зубра с бизоном и домашним скотом и др.; б) медведи; в) пушные животные — волк, шакал, лисица, корсак, песец, росомаха, барсук, куницы, соболь, норки, выдры, белки, хомяки, ондатра и др.;

— птицы — гуси, утки, казарки, глухари, тетерев, рябчик, куропатки, фазаны, улары, бекасы, дупеля, голуби, горлицы и др.

В целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ к охотничьим ресурсам также отнесены гагары, бакланы, поморники, чайки, крачки, частиковые. Законами субъектов РФ допускается отнесение к охотничьим ресурсам млекопитающих и (или) птиц, не предусмотренных ч. ч. 1 и 2 ст. 11 Закона об охоте.

Охота в отношении диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу РФ и (или) охраняемым международными договорами РФ, оборот таких животных (включая их части и производные) допускаются только в исключительных случаях, предусмотренных нормами экологического законодательства (напр., в целях сохранения объектов животного мира, осуществления мониторинга состояния их популяции, регулирования их численности, охраны здоровья населения, устранения угрозы для жизни человека, предохранения от массовых заболеваний сельскохозяйственных и других домашних животных, обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ), на основании разрешений (распорядительных лицензий), полученных в установленном порядке, и с соблюдением предусмотренных в них условий (п. 13.1 Пост. Пленума ВС РФ от 18.10.2012 N 21).

Завладение животными, содержащимися в клетках, вольерах, огороженных территориях, в зоопарках, цирках или во владении граждан, квалифицируется как хищение чужого имущества, а отстрел или умерщвление таких зверей и птиц иным образом (при наличии признаков состава) — как умышленное или неосторожное уничтожение чужого имущества (ст. ст. 167, 168 УК РФ).

3. Объективная сторона преступления состоит в производстве незаконной охоты при наличии хотя бы одного из условий, указанных в п. п. «а» — «г» ч. 1 комментируемой статьи.

Незаконной является охота с нарушением требований законодательства об охоте, в том числе охота без соответствующего разрешения на добычу охотничьих ресурсов, вне отведенных мест, вне сроков осуществления охоты, не на тех птиц и зверей, которые указаны в разрешении, не в том количестве, которое указано, запрещенными орудиями или способами и др.

Охотой признается деятельность, связанная с поиском, выслеживанием, преследованием охотничьих ресурсов, их добычей, первичной переработкой и транспортировкой (п. 5 ст. 1 Закона об охоте). Частью 2 ст. 57 Закона об охоте и ведомственными нормативными актами к ней приравнивается пребывание в охотничьих угодьях с ружьями, собаками, ловчими птицами, капканами и другими орудиями охоты, с добытой продукцией охоты, а также с охотничьим огнестрельным оружием в собранном виде и на дорогах общего пользования. Например, нахождение А. в охотничьих угодьях с оружием в чехле было приравнено к охоте <1>.
———————————
<1> См.: БВС РФ. 2004. N 34. С. 14.

Однако исходя из определения охоты, данного в Законе об охоте, представляется, что признание преступлением нахождения лица с оружием на территории охотничьего угодья является чрезмерно расширительным толкованием понятия охоты. Эти действия могут быть расценены лишь как приготовление к преступлению, но в силу ч. 2 ст. 30 УК они уголовно не наказуемы, поскольку незаконная охота не относится к числу тяжких и особо тяжких преступлений. Могут быть применены только меры административной ответственности (ст. 8.37 КоАП).

Аналогичного мнения стал придерживаться и Пленум ВС РФ, который в п. 14 Пост. от 18.10.2012 N 21 разъяснил, что «объективной стороной состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.37 КоАП РФ, является нарушение правил охоты, т.е. требований к осуществлению охоты и сохранению охотничьих ресурсов на всей территории Российской Федерации, в частности нахождение физических лиц в охотничьих угодьях с орудиями охоты и (или) продукцией охоты, собаками охотничьих пород, ловчими птицами без соответствующего разрешения. Такие действия подлежат квалификации по части 1 статьи 8.37 КоАП РФ в случае, если они не содержат признаков преступления, предусмотренного статьей 258 УК РФ».

Охотником законным, т.е. лицом, имеющим право на охоту, признается физическое лицо, сведения о котором содержатся в государственном охотхозяйственном реестре, или иностранный гражданин, временно пребывающий в РФ и заключивший договор об оказании услуг в сфере охотничьего хозяйства. К охотнику приравнивается работник юридического лица или индивидуального предпринимателя, выполняющий обязанности, связанные с осуществлением охоты и сохранением охотничьих ресурсов, на основании трудового или гражданско-правового договора.

Охотник должен иметь охотничий билет (за исключением иностранных граждан) и разрешение на хранение и ношение охотничьего оружия.

Удостоверением на право охоты служат (в зависимости от вида охоты и категории охотника) по общему правилу разрешение на добычу охотничьих ресурсов, выданное охотнику, путевка (документ, подтверждающий наличие договора об оказании услуг в сфере охотничьего хозяйства). Для ведения промысловой, любительской и спортивной охоты в общедоступных охотничьих угодьях по смыслу ст. ст. 13 — 14 Закона об охоте достаточно только разрешения, хотя очевидно, что ведение промысловой охоты без предварительного заключения договора вряд ли возможно. В любом случае основным документом является разрешение. В нем указываются: сведения об охотнике; вид охоты; сведения о добываемых охотничьих ресурсах; их количество; сроки и места охоты. Порядок выдачи разрешений конкретизируется в Приказе Минприроды России от 29.08.2014 N 379 «Об утверждении порядка оформления и выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов, порядка подачи заявок и заявлений, необходимых для выдачи таких разрешений, и утверждении форм бланков разрешений на добычу копытных животных, медведей, пушных животных, птиц».

Разрешения выдаются: охотникам в закрепленных охотничьих угодьях — соответствующим юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, заключившими охотхозяйственные соглашения; в общедоступных охотничьих угодьях — органом исполнительной власти субъекта РФ; на особо охраняемых природных территориях — соответствующими природоохранными учреждениями; работникам индивидуальных предпринимателей и юридических лиц — этими предпринимателями и юридическими лицами; юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на основе заключенных ими охотхозяйственных соглашений — органами государственной власти в пределах их полномочий (ст. 31 Закона об охоте). Приказом Минприроды России от 31.03.2010 N 93 утв. примерная форма охотхозяйственного соглашения.

Разрешение действует только в указанном в нем месте и в указанные даты и сроки, которые не могут превышать срок сезона охоты.

Осуществляемой без разрешения признается охота без надлежащего разрешительного документа или с просроченным разрешением, не тем лицом, которому выдано разрешение либо которое получило разрешение без необходимых оснований незаконным путем. Под признаки такой охоты подпадает также добыча зверя или птицы сверх установленной в разрешении нормы или не тех видов (пород), на добычу которых выдано разрешение, либо с нарушением указанных в разрешении сроков или не в тех местах, которые указаны в разрешении.

К запрещенным для охоты местам относятся территории заповедников, заказников, зеленые зоны вокруг городов и других населенных пунктов, зоны расположения промышленных предприятий, транспортных путей, а также другие места, запрещенные соответствующими актами высших должностных лиц субъектов РФ (обычно указываются в приложениях к правилам охоты).

Запрещенные для охоты сроки — это время, когда всякая охота запрещена, или периоды, запрещенные для добычи отдельных видов охотничьих ресурсов. Они устанавливаются применительно к местным условиям.

Запрещенные орудия и способы охоты изложены в Правилах охоты на территории РФ от 16.11.2010 N 512 и правилах, утв. соответствующими актами высших должностных лиц субъектов РФ.

Например, при осуществлении охоты запрещается: стрельба при нахождении в (на) механическом ТС, летательном аппарате, за исключением стрельбы при нахождении в плавательном средстве с выключенным мотором и прекратившим движение по инерции после выключения мотора; применение охотничьего огнестрельного длинноствольного оружия с нарезным стволом и нарезных стволов охотничьего огнестрельного комбинированного оружия для охоты на пернатую дичь; применение охотничьего огнестрельного гладкоствольного оружия для охоты на пернатую дичь, снаряженного дробью (картечью) крупнее 5 мм и пулями; применение на коллективной охоте для добычи охотничьих животных полуавтоматического оружия с магазином вместимостью более пяти патронов; применение служебного оружия, за исключением охоты в целях регулирования численности охотничьих ресурсов; иного оружия, не отнесенного в установленном порядке к охотничьему оружию, за исключением луков и арбалетов для проведения научно-исследовательских и профилактических работ, связанных с иммобилизацией и инъецированием объектов животного мира; применение пневматического охотничьего оружия, за исключением осуществления охоты на белку, летягу, бурундука, горлиц, рябчика, ворон (серую, черную и большеклювую) в случае отнесения последних законами субъектов РФ к охотничьим ресурсам, а также для проведения научно-исследовательских и профилактических работ, связанных с иммобилизацией и инъецированием объектов животного мира.

Под механическим ТС и воздушным судном (п. «б» ч. 1 комментируемой статьи) следует понимать автомобили, мотоциклы, мотонарты, снегоходы, катера, моторные лодки и другие ТС, приводимые в движение двигателем. К воздушному судну могут быть отнесены самолеты, вертолеты и любые другие летательные аппараты в соответствии с ч. 1 ст. 32 ВзК.

Лицо может быть признано виновным в незаконной охоте, совершенной с применением механического ТС или воздушного судна, только в случае, если с их помощью велись поиск животных, их выслеживание или преследование в целях добычи либо они использовались непосредственно в процессе их добычи (напр., отстрел птиц и зверей производился из ТС во время его движения), а также осуществлялась транспортировка незаконно добытых животных. Использование указанных средств для доставки людей или орудий охоты к месту ее проведения не является охотой с применением механического ТС или воздушного судна. Указанные действия при наличии к тому оснований могут быть квалифицированы как соучастие в незаконной охоте в форме пособничества (п. 10 Пост. Пленума ВС РФ от 18.10.2012 N 21).

Например, Г. был осужден по этому признаку к лишению свободы с конфискацией автомашины как орудия незаконной охоты. Однако материалы дела свидетельствовали о том, что Г. добыл лося путем отстрела из охотничьего ружья, а автомашину использовал лишь как средство перемещения в район незаконной охоты. В таком случае признание автомашины орудием преступления является неосновательным, а ее конфискация — незаконной <1>.
———————————
<1> БВС РСФСР. 1977. N 4. С. 15 — 16.

Способами массового уничтожения птиц и зверей (п. «б» ч. 1 комментируемой статьи) признаются действия, связанные с применением взрывчатых веществ, газов либо пусканием палов, применением сетей, устройством ловчих ям и загонов. Разрешая вопрос о том, совершено ли преступление способом массового уничтожения птиц и зверей, следует учитывать не только запрещенные вид орудия или способ добычи, но и устанавливать, может ли их применение повлечь массовое уничтожение животных. В необходимых случаях к исследованию свойств таких орудий или примененных способов добычи целесообразно привлекать соответствующих специалистов либо экспертов (п. 11 Пост. Пленума ВС РФ от 18.10.2012 N 21).

Под полным запрещением (п. «в» ч. 1 комментируемой статьи) понимается запрещение осуществлять в любое время года все виды охоты на определенные виды птиц и зверей вследствие их особой ценности. Прежде всего это касается добывания птиц и зверей, занесенных в Красную книгу РФ. Полностью запрещена, напр., охота на пятнистого оленя, зубра, леопарда, снежного барса, белого медведя, фламинго, аиста, журавлей. Вместе с тем это понятие условное, поскольку, как указывалось выше, в исключительных случаях, предусмотренных нормами экологического законодательства, охота в научных, образовательных целях, для ведения традиционного образа жизни народов Севера и в других случаях разрешается.

Порядок выдачи разрешений на оборот диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу РФ, определяется Законом об охоте и конкретизируется в Пост. Правительства РФ от 06.01.1997 N 13 «Об утверждении Правил добывания объектов животного мира, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, за исключением водных биологических ресурсов». Общие требования к охране редких и находящихся под угрозой исчезновения животных (наряду с требованиями к охране таких же растений и других организмов) изложены в ст. 60 Закона об охране окружающей среды.

Следует, однако, иметь в виду, что по п. «в» ч. 1 комментируемой статьи надлежит квалифицировать незаконную охоту в отношении птиц и зверей, занесенных в Красную книгу РФ или Красную книгу субъекта РФ и (или) охраняемых международными договорами РФ, но не включенных в Перечень особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации, для целей ст. ст. 226.1 и 258.1 УК (утв. Пост. Правительства РФ от 31.10.2013 N 978). В случае незаконной охоты в отношении птиц и зверей, включенных в указанный Перечень, содеянное должно квалифицироваться по соответствующей части ст. 258.1 УК (п. 13.2 Пост. Пленума ВС РФ от 18.10.2012 N 21).

О понятиях «особо охраняемая природная территория», «зона экологического бедствия» и «зона чрезвычайной экологической ситуации» см. комментарий к ст. 262 и 247.

Окончено преступление (за исключением незаконной охоты, причинившей крупный ущерб) с момента начала совершения действий, непосредственно направленных на поиск, выслеживание, преследование в целях добычи охотничьих ресурсов, а также на их добычу, первичную переработку, транспортировку. Состав преступления формальный.

При решении вопроса о том, является ли ущерб, причиненный незаконной охотой, крупным, необходимо не только исходить из количества и стоимости добытых, поврежденных и уничтоженных животных, но и учитывать иные обстоятельства содеянного, в частности экологическую ценность животного, значимость для конкретного места обитания, численность популяции этих животных. Крупным, в частности, следует признавать ущерб, причиненный незаконной добычей лося, благородного оленя (марала, изюбря), овцебыка, бурого и белогрудого (гималайского) медведя (п. 9 Пост. Пленума ВС РФ от 18.10.2012 N 21).

Для признания преступления оконченным в этом случае обязательно причинение реального ущерба и наличие причинной связи между деянием и последствием. Состав преступления — материальный. Если лицо, занимаясь незаконной охотой, по независящим от него обстоятельствам не смогло достичь результата, содеянное образует покушение на незаконную охоту по признаку крупного ущерба.

Стоимость животных при исчислении ущерба определяется по специальным таксам, утв. Правительством РФ. Действующими являются Таксы для исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам, утв. как приложение к Приказу Минприроды России от 08.12.2011 N 948 «Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам».

4. С субъективной стороны преступление совершается с прямым умыслом.

5. Субъект преступления — общий — физическое вменяемое лицо, достигшее ко времени совершения преступления 16-летнего возраста.

6. Под использованием лицом своего служебного положения (ч. 2 комментируемой статьи) как квалифицирующим признаком состава преступления понимается использование для занятия незаконной охотой прав и полномочий, которыми лицо наделено по службе или работе, напр. работниками органов государственного охотничьего контроля и надзора, руководителями организаций или иных юридических лиц, осуществляющих промысловую охоту, органов управления охотничьим хозяйством, представителями администрации исполнительной власти. Здесь субъект преступления — специальный.

7. О понятиях группы лиц по предварительному сговору и организованной группы см. в комментарии к ст. 35. При этом следует иметь в виду, что исполнителями преступления признаются только лица, осуществлявшие поиск, выслеживание, преследование и добычу охотничьих ресурсов, производившие их первичную переработку и (или) транспортировку. Члены группы лиц по предварительному сговору, непосредственно не участвовавшие в незаконной охоте, но содействовавшие совершению этого преступления советами, указаниями, предоставлением орудий охоты, ТС, а также приобретающие, хранящие или сбывающие продукцию незаконной охоты по заранее данному обещанию, привлекаются к уголовной ответственности в качестве пособников со ссылкой на ч. 5 ст. 33 УК при условии, что им было достоверно известно о незаконности охоты (п. 12 Пост. Пленума ВС РФ от 18.10.2012 N 21), а члены организованной преступной группы, как следует из общепринятой практики, — по ч. 2 ст. 258 УК без ссылки на ч. 5 ст. 33 УК (п. 17 Пост. Пленума ВС от 18.10.2012 N 21).

8. Разграничение преступления (ст. 258 УК РФ) и административно наказуемого нарушения правил охоты (ч. 1 ст. 8.37 КоАП) осуществляется по таким признакам, как причинение крупного ущерба, применение механического ТС или воздушного судна, взрывчатых веществ, газов или иных способов массового уничтожения птиц и зверей, совершение деяния в отношении птиц и зверей, охота на которых полностью запрещена, либо на особо охраняемой природной территории, в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации (п. 14 Пост. Пленума ВС от 18.10.2012 N 21).

Судебная практика: приговоры и наказание по ст. 258 УК РФ