Производство сплава древесины, строительство мостов, дамб, транспортировка древесины и других лесных ресурсов, осуществление взрывных и иных работ, а равно эксплуатация водозаборных сооружений и перекачивающих механизмов с нарушением правил охраны водных биологических ресурсов, если эти деяния повлекли массовую гибель рыбы или других водных биологических ресурсов, уничтожение в значительных размерах кормовых запасов либо иные тяжкие последствия, —
наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет.
Комментарий к ст. 257 УК РФ
1. Непосредственный объект преступления — общественные отношения по охране водных биологических ресурсов как части природной среды от истребления при осуществлении хозяйственной деятельности.
2. Отношения по охране водных биологических ресурсов регулируются Федеральными законами от 20.12.2004 N 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», от 21.07.1997 N 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», Законами об исключительной экономической зоне, о континентальном шельфе, о животном мире, об охране окружающей среды, ВК; Пост. Правительства РФ от 13.08.1996 N 997 «Об утверждении требований по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи», а также другими нормативными правовыми актами.
3. Правила охраны водных биологических ресурсов, которые надлежит соблюдать при совершении указанных в комментируемой статье действий, являются частью общих правил охраны окружающей среды, которые следует соблюдать при производстве работ. Поэтому эта статья конкурирует со ст. 246 УК и является по отношению к ней специальной нормой. Она и подлежит применению в случае совершения видов работ, перечисленных в ее диспозиции.
Под правилами охраны водных биологических ресурсов следует понимать обязательные для исполнения нормы природоохранительного, природоресурсового и иного законодательства, направленные на обеспечение сохранности водной фауны и флоры.
4. Предмет преступления — водные биологические ресурсы (см. комментарий к ст. 256), включая кормовые запасы. Кормовые запасы образуют организмы животного происхождения и водная растительность, служащие пищей для рыб и других водных животных (рачки, цисты, рыбы малоценных видов, личинки насекомых и др.).
5. Объективная сторона преступления состоит в нарушении правил охраны водных биоресурсов при производстве лесосплава, строительстве мостов, дамб, транспортировке древесины и другой лесной продукции с лесосек, осуществлении взрывных и иных работ, эксплуатации водозаборных сооружений и перекачивающих механизмов.
Так, запрещается молевой сплав древесины (т.е. россыпью) на судоходных путях и на водных объектах. Лесосплавляющие организации обязаны регулярно проводить чистку сплавных путей от затонувшей древесины. Запрещается устраивать на реках западни с ограждениями, занимающими более двух третей сечения реки. Не дозволена заготовка леса по берегам рек, являющихся местами нереста осетровых и лососевых рыб, на расстоянии менее одного километра от берега.
В обобщенном виде нарушения правил лесосплава составляют деяния, причиняющие вред рыбным запасам: при осуществлении работ, связанных с подготовкой леса для сплава; во время фактического сплава; путем невыполнения работ по приведению водоемов в порядок в процессе их эксплуатации, которые надлежало выполнить.
Строительство мостов и дамб может осуществляться с таким преступным нарушением правил охраны водных биоресурсов, которое приводит к их уничтожению или существенному сокращению (уничтожаются нерестилища, воспрепятствуется проход рыбы на нерест, происходит массовая гибель рыбы при заморе и т.д.).
Транспортировка древесины и иной лесной продукции также может отрицательно сказываться на состоянии рыбных запасов и других водных биоресурсов. Например, когда она осуществляется по лесным рекам большегрузными автомобилями либо тягачами, нерестовые реки буквально «растаптываются», а вода вместе с рыбой и икрой выплескивается на берега транспортом и так называемыми хлыстами (стволами срубленных деревьев).
Взрывные работы в рыбохозяйственных водоемах проводить без разрешения органов рыбоохраны запрещается, за исключением неотложных дноуглубительных работ для поддержания лесосплава и судоходства на обмелевших участках рек, работ по принудительному вскрытию сплавных рек и предотвращению аварий и заторов. О проведении взрывных работ в указанных случаях органы рыбоохраны должны незамедлительно ставиться в известность.
Эксплуатация водозаборных сооружений или перекачивающих механизмов с нарушением правил охраны водных биоресурсов подразумевает, в частности, использование без защитных устройств, препятствующих выкачиванию рыбы и кормовых запасов, водозаборных механизмов объектов, подающих воду для коммунальных и производственных нужд (а также для обеспечения населенных пунктов питьевой водой); насосов электростанций, трубопроводов, шлюзовых сооружений и затворов для распределения воды между сельскохозяйственными водопользователями.
Преступление может иметь место и в том случае, если защитные устройства имеются, но они неисправны или не действуют.
Обязательным признаком являются последствия в виде:
— массовой гибели рыбы либо иных водных биологических ресурсов (см. комментарий к ст. 246, 250);
— уничтожения кормовых запасов в значительных размерах. Вопрос о значительных размерах решается в каждом конкретном случае с учетом объема уничтоженного и поврежденного, экологической ценности кормовых запасов, их стоимости, вреда окружающей среде;
— иных тяжких последствий (см. комментарий к ст. 246). Применительно к рассматриваемой статье к иным тяжким последствиям следует, в частности, отнести ухудшение качества объектов окружающей среды, устранение которого требует длительного времени и больших финансовых и материальных затрат; уничтожение отдельных объектов; деградацию земель и иные негативные изменения окружающей среды, препятствующие ее сохранению и правомерному использованию. Тяжкие последствия могут выражаться в уничтожении мест размножения рыбы или значительного количества выметанной икры; в крупных убытках, связанных с восстановлением качества окружающей среды и численности водных животных; нарушении экологического равновесия биосистемы; экологической катастрофе в пределах водного объекта; распространении заболеваний рыбы, значительно снижающих объемы промышленного рыболовства.
При подсчете ущерба, причиненного нарушением правил охраны водных биологических ресурсов, надлежит руководствоваться соответствующими таксами и методиками (см. комментарий к ст. 250, 256).
Окончено преступление с момента наступления последствий. Состав преступления — материальный. Между деянием и последствиями необходимо установить причинную связь.
6. С субъективной стороны преступление характеризуется, как правило, неосторожным отношением к последствиям. Если отношение умышленное, то преобладает косвенный умысел.
7. Субъект преступления — физическое вменяемое, достигшее 16-летнего возраста лицо: руководитель хозяйствующей структуры; предприниматель, занимающийся осуществлением указанных выше работ; лицо, фактически осуществляющее эти работы.
8. Рассматриваемое преступление отличается от административного проступка, предусмотренного ст. ст. 8.15 и 8.38 КоАП, прежде всего по последствиям: для признания содеянного преступлением они обязательны, ответственность за административное правонарушение, предусмотренное ст. 8.15 КоАП, наступает, если нарушение не повлекло указанных последствий, а за правонарушение, предусмотренное ст. 8.38 КоАП, когда оно могло реально повлечь массовую гибель рыбы или других водных биологических ресурсов, уничтожение в значительных размерах кормовых запасов либо иные тяжкие последствия (состав угрозы).