1. Уголовное законодательство Российской Федерации обеспечивает безопасность человека.

2. Наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, не могут иметь своей целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства.

Комментарий к ст. 7 УК РФ

1. Принцип гуманизма имеет основания в документах международного права и в Конституции. Согласно ст. 28 Всеобщей декларации прав человека (1948 г.), ст. ст. 2, 7, 10 Международного пакта о гражданских и политических правах (1966 г.) каждый человек имеет право на социальный и международный порядок, при котором его права и свободы могут быть полностью осуществлены; никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим его достоинство обращению и наказанию. Конституция провозглашает: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства» (ст. 2); «В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией» (ст. 17); «Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется» (ст. 45); «1. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. 2. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию» (ст. 21).

2. Как принцип уголовного права гуманизм предполагает полноценную и качественную защиту прав и интересов граждан (включая права потерпевших), а также гуманизацию карательной практики государства.

3. Гуманизм уголовного законодательства проявляется в своевременной, адекватной и качественной криминализации общественно опасных деяний, причиняющих или создающих угрозу причинения вреда личности, ее правам и свободам, а также интересам общества и государства. Охрана прав человека средствами уголовного закона создает надежные гарантии гуманистической направленности государства. Вместе с тем важно подчеркнуть, что само по себе неустановление федеральным законодательством уголовной ответственности за те или иные деяния не нарушает конституционные права граждан, в отношении которых эти деяния совершены, поскольку не препятствует использованию ими в целях защиты своих прав и законных интересов иных правовых средств <1>.
———————————
<1> См.: Опред. КС РФ от 29.05.2007 N 515-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Трехсвоякова Андрея Викторовича на нарушение его конституционных прав статьей 293 Уголовного кодекса Российской Федерации».

4. Гуманистический потенциал уголовного законодательства обязывает государство при любой форме разрешения уголовно-правового конфликта учитывать интересы лиц, потерпевших от преступлений. Хотя государство при наличии соответствующих оснований и условий может отказаться от осуществления уголовного преследования лиц, совершивших преступления, оно не вправе оставить неисполненными те обязанности, которые возлагаются на него Конституцией. В частности, государство не освобождается от необходимости гарантировать защиту прав и свобод других лиц, в том числе обеспечить потерпевшим от преступлений доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба. На государстве лежит обязанность не только предотвращать и пресекать в установленном законом порядке какие бы то ни было посягательства, способные причинить вред и нравственные страдания личности, но и обеспечивать пострадавшему от преступления возможность отстаивать свои права и законные интересы любыми не запрещенными законом способами, поскольку иное означало бы умаление чести и достоинства личности не только лицом, совершившим противоправные действия, но и самим государством. При этом законодатель вправе устанавливать различный порядок защиты прав и законных интересов лиц, пострадавших от преступлений, — как в рамках уголовного судопроизводства, так и путем искового производства по гражданскому делу. Конституционно важно при этом, чтобы доступ потерпевшего к правосудию был реальным, давал ему возможность быть выслушанным судом и обеспечивал эффективное восстановление его в правах <1>.
———————————
<1> См.: Пост. КС РФ от 24.04.2003 N 7-П «По делу о проверке конституционности положения пункта 8 Постановления Государственной Думы от 26 мая 2000 года «Об объявлении амнистии в связи с 55-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов» в связи с жалобой гражданки Л.М. Запорожец» // ВКС РФ. 2003. N 4.

5. Особое значение принцип гуманизма имеет при нормативном определении содержания и объема уголовных наказаний и мер уголовно-правового характера, а также при их применении к конкретным лицам, совершившим преступления. В данном случае гуманизм предопределяет, что:

— никто не должен подвергаться пыткам, бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию (ст. 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950 г.)) <1>;
———————————
<1> См. подробнее: Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод. Статья 3. Запрещение пыток. Прецеденты и комментарии / С.А. Разумов, Ю.Ю. Берестнев. М., 2002.

— наказание и меры уголовно-правового характера не могут иметь целью причинение нравственных или физических страданий;

— для достижения целей наказания должно быть назначено наказание минимально необходимое и достаточное;

— более строгий вид наказания из числа предусмотренных за совершенное преступление назначается только в случае, если менее строгий вид наказания не сможет обеспечить достижение целей наказания (ст. 60 УК).

6. Непосредственным выражением конституционных принципов уважения достоинства личности, гуманизма, справедливости, законности является право каждого осужденного за преступление просить о смягчении наказания. Данное право, гарантирующее осужденному возможность смягчения его участи вплоть до полного снятия всех ограничений в правах и свободах, которые установлены для него обвинительным приговором, принадлежит каждому осужденному независимо от того, за совершение какого преступления он был осужден, какое наказание ему назначено и каковы условия его исполнения. Конституционное право осужденного просить о смягчении наказания предполагает обязанность государства урегулировать соответствующий процессуальный порядок рассмотрения такой просьбы. Реализуя эту обязанность, федеральный законодатель в нормах уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного законодательства устанавливает конкретные условия, при которых каждый из предусмотренных законом видов смягчения наказания может применяться и при которых, соответственно, может быть реализовано право осужденного просить о смягчении наказания. Поскольку установление наличия оснований для освобождения осужденного от отбывания наказания и принятие решения о его применении — прерогатива суда, осужденному должно быть обеспечено право обратиться именно к суду с соответствующей просьбой <1>.
———————————
<1> См.: Пост. КС РФ от 26.11.2002 N 16-П «По делу о проверке конституционности положений статей 77.1, 77.2, частей первой и десятой статьи 175 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и статьи 363 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР в связи с жалобой гражданина А.А. Кизимова» // ВКС РФ. 2003. N 1.

Судебная практика: приговоры и наказание по ст. 7 УК РФ