1. Нарушение правил несения службы лицом, входящим в состав войскового наряда по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, если это деяние причинило вред правам и законным интересам граждан, —

наказывается ограничением по военной службе на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет.

2. То же деяние, повлекшее тяжкие последствия, —

наказывается лишением свободы на срок до пяти лет.

Комментарий к ст. 343 УК РФ

1. Непосредственным объектом преступления является установленный порядок несения специальной службы по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а также права и законные интересы граждан.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 03.07.2016 N 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» на войска национальной гвардии возлагается участие в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности в городах и населенных пунктах, а также в обеспечении общественной безопасности при проведении массовых мероприятий.

Исполнение обязанностей, возложенных на военнослужащих войск национальной гвардии, осуществляется в порядке, определенном названным Законом и иными нормативными актами.

Правовую основу деятельности войск национальной гвардии составляют Конституция, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ, федеральные конституционные законы, Федеральный закон «О войсках национальной гвардии Российской Федерации», другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента РФ, Правительства РФ, а также нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии РФ.

В соответствии со ст. ст. 8 и 9 Федерального закона «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» войска национальной гвардии в целях выполнения возложенных на них задач по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, в частности, наделены следующими полномочиями:

— требовать от граждан соблюдения общественного порядка;

— требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий;

— пресекать преступления, административные правонарушения и противоправные действия;

— проверять документы, удостоверяющие личность граждан, если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, либо если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом;

— осуществлять производство по делам об административных правонарушениях в соответствии с законодательством РФ об административных правонарушениях;

— принимать необходимые меры по охране места происшествия до прибытия представителей органов следствия или дознания, требовать от граждан покинуть место происшествия;

— доставлять граждан в служебное помещение ОВД (полиции) в целях решения вопроса о задержании гражданина; установления личности гражданина, если имеются основания полагать, что он находится в розыске как скрывшийся от органов дознания, следствия или суда либо как уклоняющийся от исполнения уголовного наказания; защиты гражданина от непосредственной угрозы его жизни или здоровью в случае, если он не способен позаботиться о себе либо если опасности невозможно избежать иным способом;

— производить досмотр ТС, плавучих средств (судов), нарушивших правила, установленные на охраняемых войсками национальной гвардии объектах;

— производить в пунктах пропуска личный досмотр работников охраняемых войсками национальной гвардии важных государственных объектов;

— требовать от граждан соблюдения пропускного и внутриобъектового режимов на охраняемых войсками национальной гвардии объектах; производить досмотр и (или) осмотр граждан, посещающих эти объекты, осмотр находящихся при них вещей, досмотр и (или) осмотр ТС, плавучих средств (судов) при входе (въезде) на территории охраняемых объектов (акваторий) и выходе (выезде) с территорий охраняемых объектов (акваторий); при выявлении нарушений, создающих на охраняемых объектах угрозу безопасности граждан, и условий, способствующих хищениям имущества, принимать меры по пресечению выявленных нарушений и устранению указанных условий;

— при несении службы по охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности на акваториях водных объектов производить досмотр плавучих средств (судов).

Потерпевшие — граждане, чьим правам и интересам причинен вред.

2. С объективной стороны преступление выражается в нарушении правил несения службы по охране общественного порядка или обеспечению общественной безопасности. Это действия (бездействие), противоречащие установленному порядку несения данного специального вида службы и выходящие за пределы прав и обязанностей, определенных в названном Законе, а также в иных нормативных актах подзаконного характера.

О понятии общественного порядка и общественной безопасности см. комментарий к ст. ст. 205 и 213.

Обязательным признаком состава преступления является последствие в виде причинения вреда правам и законным интересам граждан.

Вред может быть материальным, моральным, физическим и иным.

Материальный вред выражается в причинении гражданину имущественного ущерба. Моральный вред заключается в причинении гражданину физических или нравственных страданий действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага. К нематериальным благам относятся жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, право свободного передвижения и др. (ст. ст. 150, 151 ГК). Причинение иного вреда правам и законным интересам граждан может выражаться в необоснованном задержании, обыске, неправомерном применении физической силы, специальных средств, оружия.

Для квалификации по ч. 1 комментируемой статьи достаточно установить сам факт причинения вреда правам и законным интересам граждан, его характер на квалификацию не влияет, но может учитываться при назначении наказаний.

Преступление имеет материальный состав и считается оконченным с момента реального причинения вреда правам и законным интересам граждан.

3. Субъект преступления — специальный: военнослужащие войск национальной гвардии, участвующие в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности посредством несения службы в установленном порядке.

Военнослужащие Вооруженных Сил и иных воинских формирований РФ, привлеченные к охране общественного порядка в соответствии с федеральными законами (ст. 10 Закона об обороне) и несущие патрульную службу, не могут быть субъектами данного преступления.

4. С субъективной стороны преступление совершается с прямым или косвенным умыслом. Вина субъекта по отношению к тяжким последствиям возможна как в форме умысла, так и по неосторожности.

5. В ч. 2 комментируемой статьи назван квалифицирующий признак — тяжкие последствия. К ним может быть отнесено причинение опасного для жизни и здоровья вреда гражданам в результате незаконного и необоснованного применения физической силы, специальных средств и оружия, существенного материального ущерба, самоубийство или покушение на самоубийство потерпевшего или причинение иного тяжкого вреда.

Отношение к тяжким последствиям возможно как в форме умысла, так и неосторожности.

Если нарушение правил несения службы по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности непосредственно повлекло причинение вреда правам и законным интересам граждан, а тяжкие последствия наступили в результате действий других лиц, действия военнослужащего войск национальной гвардии должны быть квалифицированы по ч. 1 комментируемой статьи.

В случаях, когда нарушение правил несения службы по охране общественного порядка содержит признаки преступления небольшой или средней тяжести, посягающего на права и законные интересы граждан, содеянное охватывается ч. 2 ст. 343 и дополнительной квалификации по иным статьям УК не требуется.

Причинение умышленного тяжкого вреда здоровью или убийство образует совокупность преступлений, предусмотренных указанной статьей и соответствующими статьями гл. 16 УК о преступлениях против личности.

Когда нарушения правил несения указанной службы причинило вред, образующий признаки тяжкого или особо тяжкого преступления, содеянное образует совокупность преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 343 и статьями Особенной части УК об ответственности за соответствующее тяжкое или особо тяжкое преступление.

Судебная практика: приговоры и наказание по ст. 343 УК РФ