Неоказание капитаном судна помощи людям, терпящим бедствие на море или на ином водном пути, если эта помощь могла быть оказана без серьезной опасности для своего судна, его экипажа и пассажиров, —

наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Комментарий к ст. 270 УК РФ

1. Основным объектом данного преступления является безопасность при эксплуатации водного транспорта. Дополнительным объектом являются жизнь и здоровье людей.

Потерпевшими являются терпящие бедствие люди, находящиеся в воде либо на борту тонущего судна или иного плавательного средства, если их жизни и здоровью угрожает серьезная опасность.

2. Субъект преступления — специальный, им является капитан судна.

Обязанность государств принимать меры к спасению людей на море (ином водном пути) является предметом регулирования ряда международных договоров (Конвенция для объединения некоторых правил относительно оказания помощи и спасания на море (23.09.1910); Протокол об изменении Конвенции для объединения некоторых правил относительно оказания помощи и спасания на море (27.05.1967); Конвенция для объединения некоторых правил относительно столкновения судов (23.10.1910); Международная конвенция по охране человеческой жизни на море (01.11.1974, с изм. от 05.06.2009); Международная конвенция по поиску и спасанию на море (27.04.1979); Соглашение о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство (22.04.1968); Конвенция ООН по морскому праву (10.12.1982, с изм. от 23.07.1994)). С целью выполнения принятых международных обязательств в РФ приняты нормативные акты, регулирующие обязанность капитанов судов принимать меры к спасению людей на море и ответственность за неисполнение такой обязанности.

Согласно ч. 1 ст. 62 КТМ капитан судна обязан, если он может это сделать без серьезной опасности для своего судна и находящихся на нем людей, оказать помощь любому лицу, терпящему бедствие на море. Аналогичная норма содержится в ч. 4 ст. 30 КВВТ.

3. Объективная сторона преступления заключается в бездействии.

Оно может быть в форме неоказания помощи людям с другого судна, которое столкнулось с судном под управлением виновного, либо людям, случайно обнаруженным на водных путях и терпящим бедствие. Неоказание помощи может также выражаться в неприбытии к месту бедствия при получении об этом сообщения (сигнала SOS).

4. Условием наступления ответственности является наличие реальной опасности гибели лиц, которым не была оказана помощь. При этом фактическое наступление такого исхода правового значения для ответственности капитана не имеет.

Ответственность капитана исключается, если оказание помощи могло повлечь серьезную опасность для своего судна, экипажа и пассажиров.

Понятие «серьезная опасность» является оценочным. Под серьезной опасностью понимаются случаи, когда имеется обоснованный риск гибели (затопления) судна, экипажа и пассажиров.

Угроза наступления только имущественного ущерба в расчет не принимается.

При оценке бездействия капитана должно рассматриваться наличие реальной возможности оказать помощь, напр. возможность прибытия к месту бедствия с учетом удаленности до него, технической исправности судна, капитан которого получил сигнал бедствия.

Отказ потерпевших от получения помощи исключает ответственность капитана.

Преступление является оконченным с момента уклонения от обязанности оказать помощь.

5. С субъективной стороны преступление совершается с прямым умыслом. Виновное лицо осознает неисполнение им обязанности оказать помощь терпящим бедствие людям и желает этого.

Неоказание помощи иными лицами, кроме капитана, не образует состава преступления по ст. 270 УК РФ, но может указывать на преступление, предусмотренное ст. 125 УК РФ.

6. Примеры судебной практики немногочисленны. Наиболее известными случаями последних лет являются уголовные дела в отношении капитанов сухогруза «Арбат» Т. и теплохода «Дунайский 66» Е., осужденных за неоказание 10.07.2011 помощи пассажирам, терпящим бедствие на теплоходе «Булгария», среди которых спаслось только 79, погибли 122 человека. При этом судна «Арбат» и «Дунайский 66» проследовали мимо терпящих бедствие людей без остановки.

За аналогичное деяние осужден капитан судна РБТ Р., который 17.08.2011 в акватории р. Волги, допустив столкновение с маломерным судом, проследовал мимо, не оказав помощи Л. и У., оказавшимся в воде после столкновения, в условиях, угрожавших их жизни, при сильных ветре и волне, хотя имел возможность оказать помощь без серьезной опасности для своего судна и экипажа.

Судебная практика: приговоры и наказание по ст. 270 УК РФ