1. Нарушение пассажиром, пешеходом или другим участником движения (кроме лиц, указанных в статьях 263 и 264 настоящего Кодекса) правил безопасности движения или эксплуатации транспортных средств, если это деяние повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, —

наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до четырех месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

2. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, —

наказывается ограничением свободы на срок до четырех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

3. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, —

наказывается принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок до семи лет.

Комментарий к ст. 268 УК РФ

1. Статья 268 УК охраняет правоотношения, возникающие при работе транспорта (кроме трубопроводного). Основным объектом таких преступлений является безопасность при эксплуатации транспорта, дополнительным — жизнь и здоровье человека.

2. Объективная сторона заключается в нарушении правил безопасности движения или эксплуатации ТС, которые представляют собой деяния, препятствующие движению ТС (создание помех движению).

3. С объективной стороной таких преступлений тесно связан круг лиц, которые могут быть субъектом данного преступления.

Помехи работе транспорта могут создавать пассажир, пешеход или другой участник движения (кроме лиц, указанных в ст. ст. 263 и 264 УК РФ) — велосипедист, погонщик скота и т.д.

Статья 263 УК в качестве субъекта предусматривает как лиц, управляющих ТС, так и иных лиц, являющихся работниками транспортных систем (железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена), если в силу выполняемой работы или занимаемой должности они обязаны соблюдать правила безопасности движения и эксплуатации. В связи с этим указанные лица не являются субъектом преступления, предусмотренного ст. 268 УК РФ.

Ответственность наступает с 16-летнего возраста.

4. Диспозиция ст. 268 УК является бланкетной, в связи с чем под действие уголовно-правовой нормы подпадают деяния, которые представляют собой нарушения правил, регулирующих деятельность конкретных видов транспорта, либо Правил дорожного движения Российской Федерации. Такие правила предусматривают ВзК, КВВТ, Устав железнодорожного транспорта РФ, утв. Федеральным законом от 10.01.2003 N 18-ФЗ, Федеральные авиационные правила <1>, Международная конвенция об охране человеческой жизни на море (27.04.1979), Конвенция ООН по морскому праву (10.12.1982, с изм. от 23.07.1994).
———————————
<1> См.: Пост. Правительства РФ от 27.03.1998 N 360 «О федеральных правилах использования воздушного пространства и федеральных авиационных правилах».

Нарушение может выражаться в передвижении с нарушением правил по дороге, через железнодорожные пути, напр. вблизи проходящего поезда, на регулируемом перекрестке на запрещающий сигнал светофора, в неустановленных местах (на автомагистрали, аэродроме), в проникновении в зоны с ограниченным допуском для персонала транспортных организаций (диспетчерские, рабочие места лиц, управляющих ТС) и т.д.

На практике по ст. 268 УК квалифицируются нарушения ПДД при управлении велосипедом, мопедом, гужевой повозкой, повлекшие ДТП, наезды велосипедистов на пешеходов.

5. Состав преступления, предусмотренного комментируемой статьей, — материальный. Уголовная ответственность наступает лишь в том случае, если нарушение соответствующих правил повлекло предусмотренные законом последствия, т.е. при наличии причинной связи между нарушением правил и последствиями.

6. Субъективная сторона характеризуется неосторожностью. Лицо либо рассчитывает, что в результате нарушения правил возможные последствия не наступят, либо не предвидит самой возможности наступления последствий, хотя при должной внимательности и предусмотрительности должно было и могло предвидеть их наступление.

Т. был признан виновным в том, что, нарушив требования п. п. 1.3, 1.5, 4.3, 4.5 ПДД, вышел на проезжую часть из-за припаркованных справа у обочины ТС, ограничивающих обзорность, пересекая проезжую часть не по пешеходному переходу при его наличии в зоне видимости, и, не убедившись в отсутствии приближающихся ТС, создал помеху и опасность для движения следовавшему со скоростью не более 60 км/ч мотоциклу «Хонда XR400» под управлением П., который, не имея технической возможности предотвратить наезд, совершил наезд на Т. с последующим опрокидыванием мотоцикла, падением П. и его пассажира М., в результате чего последний получил многочисленные телесные повреждения, повлекшие его смерть. Поскольку судом в действиях пешехода было установлено нарушение ПДД, которое привело к ДТП, действия водителя не были связаны с созданием аварийной ситуации, в момент возникновения опасности для движения, как установлено судом, водитель не располагал технической возможностью избежать наезда на пешехода и при этом каких-либо действий, помимо предусмотренных ПДД, не совершал, суд пришел к выводу о наличии причинной связи между нарушением ПДД пешеходом и ДТП, в котором погиб пассажир мотоцикла.

Судебная практика: приговоры и наказание по ст. 268 УК РФ