1. Недоброкачественный ремонт транспортных средств, путей сообщения, средств сигнализации или связи либо иного транспортного оборудования, а равно выпуск в эксплуатацию технически неисправных транспортных средств лицом, ответственным за техническое состояние транспортных средств, если эти деяния повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, —
наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
2. Те же деяния, повлекшие по неосторожности смерть человека, —
наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок.
3. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть двух или более лиц, —
наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок до семи лет.
Комментарий к ст. 266 УК РФ
1. Объектом рассматриваемого преступления является безопасность в сфере эксплуатации транспорта, дополнительным объектом — жизнь и здоровье человека.
Предметами преступления являются ТС, указанные в ст. ст. 263 и 264 УК РФ, а также пути сообщения, средства сигнализации или связи либо иное транспортное оборудование.
Эксплуатация транспорта представляет собой деятельность, имеющую повышенную опасность для участников движения, которая существенно возрастает, если ТС являются неисправными, что обусловливает введение уголовной ответственности за указанные деяния.
В ст. 266 УК объединены два альтернативных состава.
2. Объективная сторона преступления заключается в недоброкачественном ремонте ТС, путей сообщения, средств сигнализации и связи, а также иного транспортного оборудования или выпуске в эксплуатацию неисправных ТС.
Под недоброкачественным ремонтом ТС понимается неустранение всех неисправностей в соответствии с технологическими правилами и нормативами либо установка недоброкачественных или нестандартных запасных частей (напр., узлов и деталей, обеспечивающих безопасную эксплуатацию ТС). Деятельность по ремонту регламентируется правилами и нормативами, установление нарушения которых является необходимым для вывода о недоброкачественности выполненных работ.
3. Под выпуском в эксплуатацию (действиями или бездействием) технически неисправных ТС понимается невыполнение должностных обязанностей лицом, ответственным за техническое состояние ТС, выпущенного в эксплуатацию с техническими неисправностями. К таким лицам могут быть отнесены работники государственных, общественных или коммерческих организаций, на которых инструкциями, правилами или соответствующим распоряжением либо в силу занимаемого ими служебного или должностного положения возложена ответственность за техническое состояние ТС.
Применительно к ТС, указанным в ст. 264 УК РФ, Перечень технических неисправностей, при наличии которых запрещается их эксплуатация, предусмотрен Правилами дорожного движения Российской Федерации, Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения <1> и другими нормативными правовыми актами. Перечень неисправностей устанавливает, что методы проверки параметров ТС регламентированы ГОСТ Р 51709-2001 «Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки», утв. Пост. Госстандарта России от 01.02.2001 N 47-ст.
———————————
<1> См.: Пост. Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090.
4. Состав преступления — материальный. Уголовная ответственность наступает лишь при наличии последствий, указанных в законе, и причинной связи между деянием и последствиями. Особенность причинной связи данного преступления заключается в том, что преступные последствия наступают в результате действий лица, управляющего неисправным ТС. Следовательно, условием установления причинной связи за деяние, предусмотренное ст. 266 УК РФ, является отсутствие в деянии лица, управляющего ТС, нарушения правил, которое было бы связано с последствиями транспортного происшествия.
Приговором Октябрьского районного суда г. Белгорода от 24.09.2014 С. признан виновным в том, что он, будучи механиком ООО «Б», ответственным за выпуск в эксплуатацию технически исправных ТС, в нарушение п. п. 2.1, 2.2, 2.3 должностной инструкции механика КПП ООО «Б», п. 12 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, п. п. 1.1, 1.5 Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств, действуя легкомысленно, не осуществил должным образом проверку технического состояния и незаконно выпустил в эксплуатацию для перевозки пассажиров автобус ПАЗ-32050R региона под управлением Х., несмотря на наличие неисправности рабочей и стояночной тормозных систем автобуса. После выпуска в эксплуатацию указанного неисправного автобуса управляющий им водитель Х. при отказе рабочей тормозной системы допустил наезд на пешеходов М. и Ч., чем причинил им телесные повреждения, повлекшие их смерть.
5. С субъективной стороны преступление характеризуется неосторожностью. Форма вины определяется отношением виновного к последствиям преступления.
6. Субъект преступления — специальный. Им является лицо, в чьи обязанности на основании трудового договора либо в силу закона возложена ответственность за техническое состояние или эксплуатацию ТС. К ним могут быть отнесены работники предприятий любых форм собственности, эксплуатирующих ТС, владельцы ТС, использующие ТС в предпринимательской деятельности, лица, осуществляющие деятельность по их ремонту, в том числе работники авторемонтных мастерских, имеющие лицензию на осуществление предпринимательской деятельности, которые произвели недоброкачественный ремонт. Действия владельцев индивидуальных ТС, передавших другому лицу управление неисправным ТС, при наступлении предусмотренных законом последствий также образуют состав рассматриваемого преступления. Управление частным лицом неисправным ТС влечет ответственность по ст. ст. 263, 264 УК РФ.