1. Поиск и (или) изъятие археологических предметов из мест залегания на поверхности земли, в земле или под водой, проводимые без разрешения (открытого листа), повлекшие повреждение или уничтожение культурного слоя, —

наказываются штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо исправительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на срок до двух лет.

2. Те же деяния, совершенные в границах территории объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия, —

наказываются штрафом в размере до семисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет либо лишением свободы на срок до четырех лет.

3. Те же деяния, совершенные:

а) с использованием специальных технических средств поиска и (или) землеройных машин;

б) лицом с использованием своего служебного положения;

в) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, —

наказываются штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до шести лет.

Примечания. 1. Для целей настоящей статьи под культурным слоем понимается слой в земле или под водой, содержащий следы существования человека, время возникновения которых превышает сто лет, включающий археологические предметы.

2. Под специальными техническими средствами поиска в настоящей статье понимаются металлоискатели, радары, магнитные приборы и другие технические средства, позволяющие определить наличие археологических предметов в месте залегания.

Комментарий к ст. 243.2 УК РФ

1. Общественная опасность преступления выражается в том, что неконтролируемые поиск и изъятие археологических предметов влекут повреждение или уничтожение культурного слоя и утрату объектов культурного наследия народов РФ.

2. Непосредственный объект — отношения в области общественной нравственности по сохранению, использованию и государственной охране объектов археологического наследия.

3. Предмет преступления — археологические предметы и культурный слой.

4. Под археологическими предметами понимаются движимые вещи, основным или одним из основных источников информации о которых, независимо от обстоятельств их обнаружения, являются археологические раскопки или находки, в том числе предметы, обнаруженные в результате таких раскопок или находок. Археологические предметы, обнаруженные в результате проведения земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных или иных работ, подлежат обязательной передаче физическими и (или) юридическими лицами, осуществляющими указанные работы, государству в порядке, установленном федеральным органом охраны объектов культурного наследия.

5. Объективную сторону преступления образуют действия по поиску и изъятию археологических предметов из мест залегания на поверхности земли, в земле или под водой без соответствующего разрешения (открытого листа), в результате которых был поврежден или уничтожен культурный слой.

6. Порядок проведения археологических полевых работ закреплен в ст. 45.1 Закона об объектах культурного наследия. Использование специальных технических средств поиска и (или) землеройных машин в целях обнаружения объектов археологического наследия и (или) археологических предметов возможно исключительно при осуществлении археологических полевых работ, проводимых на основании разрешения (открытого листа).

7. Поиск — проводимые без соответствующего разрешения разведочные работы по отысканию в местах залегания на поверхности земли, в земле или под водой археологических предметов с повреждением или уничтожением культурного слоя.

8. Изъятие — незаконные действия, направленные на выбывание археологических предметов из мест их залегания и лишение собственника (государства) возможности владеть, пользоваться и распоряжаться ими.

9. Состав преступления — материальный. Преступление считается оконченным при наличии следующих последствий — повреждения или уничтожения культурного слоя. При этом следует устанавливать причинную связь между действиями виновного по поиску и изъятию археологических предметов и повреждением либо уничтожением культурного слоя.

10. Повреждение культурного слоя — существенное изменение объекта путем удаления каких-либо его частей, фрагментов, заметное не только специалистам, но и другим лицам.

11. Уничтожение культурного слоя — приведение соответствующего материального объекта в полную негодность, в состояние, при котором объект навсегда утрачивает свою ценность и не может использоваться по назначению (разрушение, ликвидация, истребление и иные действия).

12. Умышленное уничтожение или повреждение археологических предметов образует иной состав преступления, предусмотренный ст. 243 УК РФ.

13. Незаконное изъятие из объектов культурного наследия предметов декоративно-прикладного искусства, живописи или скульптуры из корыстных побуждений признается хищением.

14. Ответственность за контрабанду культурных ценностей в крупном размере (стоимостью свыше 100 тыс. руб.) предусмотрена ст. 226.1 УК РФ.

15. Субъективная сторона преступления — прямой умысел по отношению к действиям и косвенный умысел относительно повреждения или уничтожения культурного слоя. Неосторожное совершение указанных действий исключает ответственность по данной статье. Цель и мотивы преступления имеют значение лишь для отграничения данного преступления от смежных составов.

16. Субъект преступления — физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

17. Квалифицирующими признаками ч. 2 комментируемой статьи являются совершение тех же деяний: а) в границах территории объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ; б) в границах территории выявленного объекта культурного наследия.

18. Территорией объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, является территория, непосредственно занятая данным объектом культурного наследия и (или) связанная с ним исторически и функционально, являющаяся его неотъемлемой частью и установленная в соответствии со ст. 3.1 Закона об объектах культурного наследия. В территорию объекта культурного наследия могут входить земли, земельные участки, части земельных участков, земли лесного фонда (далее также — земли), водные объекты или их части, находящиеся в государственной или муниципальной собственности либо в собственности физических или юридических лиц. Границы территории объекта культурного наследия могут не совпадать с границами существующих земельных участков. В границах территории объекта культурного наследия могут находиться земли, в отношении которых не проведен государственный кадастровый учет.

19. Границы зон охраны объекта культурного наследия (за исключением границ зон охраны особо ценных объектов культурного наследия народов РФ и объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия), режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон утверждаются на основании проекта зон охраны объекта культурного наследия в отношении объектов культурного наследия федерального значения — органом государственной власти субъекта РФ по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия, а в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения — в порядке, установленном законами субъектов РФ.

20. При отсутствии утвержденных границ территории объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, или выявленного объекта культурного наследия территорией объекта археологического наследия признается часть земной поверхности, водный объект или его часть, занятые соответствующим объектом археологического наследия.

21. Объекты археологического наследия считаются выявленными объектами культурного наследия со дня их обнаружения лицом, получившим разрешение (открытый лист) на проведение работ по выявлению и изучению объектов археологического наследия. Выявленные объекты археологического наследия включаются в перечень выявленных объектов культурного наследия решением регионального органа охраны объектов культурного наследия в течение трех рабочих дней со дня поступления сведений об объекте археологического наследия. Уведомление о выявленном объекте археологического наследия направляется соответствующим органом охраны объектов культурного наследия собственнику земельного участка и (или) пользователю земельным участком, на котором или в котором обнаружен объект археологического наследия, в орган местного самоуправления муниципального образования, на территории которого обнаружен данный объект археологического наследия, орган кадастрового учета в течение 30 дней со дня поступления в указанный орган охраны объектов культурного наследия соответствующей информации. В уведомлении указываются наименование и местонахождение выявленного объекта археологического наследия (адрес объекта или при его отсутствии описание местоположения объекта), а также сведения об особом режиме использования земельного участка, водного объекта или его части, в границах которых располагается выявленный объект археологического наследия.

22. Квалифицирующими признаками ч. 3 комментируемой статьи являются совершение тех же деяний: а) с использованием специальных технических средств поиска и (или) землеройных машин; б) лицом с использованием своего служебного положения; в) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой.

Использование специальных технических средств поиска и (или) землеройных машин — применение по назначению указанных средств в целях поиска или изъятия археологических предметов в культурном слое.

Использование своего служебного положения предполагает, что субъект преступления может быть как должностным лицом, так и работником, служебное положение которого позволяет этому лицу использовать свое положение для выполнения действий, образующих объективную сторону преступления. В каждом случае необходимо устанавливать круг и характер служебных прав и обязанностей такого лица, закрепленных в законодательных и иных нормативных актах, в уставах, положениях, инструкциях и т.д., поскольку в отношении должностных лиц требуется дополнительная квалификация действий виновных по ст. 285 УК РФ.

О группе лиц по предварительному сговору или организованной группе см. комментарий к ст. 35.

Судебная практика: приговоры и наказание по ст. 243.2 УК РФ