1. Совершение валютных операций по переводу денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации на банковские счета одного или нескольких нерезидентов с представлением кредитной организации, обладающей полномочиями агента валютного контроля, документов, связанных с проведением таких операций и содержащих заведомо недостоверные сведения об основаниях, о целях и назначении перевода, —

наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет.

2. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершенное:

а) в крупном размере;

б) группой лиц по предварительному сговору;

в) с использованием юридического лица, созданного для совершения одного или нескольких преступлений, связанных с проведением финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, —

наказывается лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные:

а) в особо крупном размере;

б) организованной группой, —

наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового.

Примечание. Деяния, предусмотренные настоящей статьей, признаются совершенными в крупном размере, если сумма незаконно переведенных денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации по однократно либо по неоднократно в течение одного года проведенным валютным операциям превышает девять миллионов рублей, а в особо крупном размере — сорок пять миллионов рублей.

Комментарий к ст. 193.1 УК РФ

1. Объективная сторона преступления включает два обязательных и не являющихся альтернативными признака: а) совершение валютных операций по переводу денежных средств в иностранной валюте или валюте РФ на банковские счета одного или нескольких нерезидентов и б) сопряженное с указанными операциями представление кредитной организации, обладающей полномочиями агента валютного контроля, документов, связанных с проведением таких операций и содержащих заведомо недостоверные сведения об основаниях, о целях и назначении перевода.

Необходимость дополнения уголовного закона комментируемой статьей была вызвана, по мнению исследователей, распространенностью следующих деяний: а) при поставках за рубеж сырья резидент представляет в таможенные органы и банки — агенты валютного контроля паспорта сделок и фиктивные внешнеторговые контракты, согласно которым нерезиденты обязаны осуществлять расчеты за сырье путем перечисления иностранной валюты на счета российских поставщиков, открытых в российских уполномоченных банках. Согласно же подлинным контрактам валюта фактически переводится на счета, открытые в офшорах фирмами, учрежденными резидентом непосредственно либо опосредованно; б) резидент создает за рубежом и в России подставные фирмы, а затем, используя их реквизиты и банковские счета, необоснованно переводит за рубеж валюту за якобы поставленные в Россию товары, предоставляя в российские банки, через которые осуществляют такие перечисления, подложные документы, в том числе и фиктивные копии несуществующих грузовых таможенных деклараций о якобы проведенном таможенном оформлении и выпуске таможенными органами этих товаров для свободного обращения; в) пользуясь тем, что таможенные органы нацелены на выявление случаев занижения таможенной стоимости, осуществляемого с целью занижения таможенных платежей, и случаи завышения платежей для них интереса не представляют, резидент создает за рубежом подставные фирмы, которые осуществляют реальные поставки в Россию товаров, освобожденных от таможенных обложений, значительно завышая при этом их действительную таможенную стоимость. Необоснованная оплата через банк поставки таких товаров в адрес подставных фирм является незаконным выводом капитала за рубеж. Внешне такие операции выглядят как законные, а перечисленные в результате их проведения денежные средства приобретают за рубежом статус легальных доходов <1>.
———————————
<1> Диканова Т., Остапенко В. Нужна ли декриминализация преступления, предусмотренного ст. 193 УК РФ?

2. Из описания в законе объективной стороны преступления следует, что если лицо, осуществляя соответствующий перевод, не намеревалось представлять агентам валютного контроля документы, содержащие недостоверные сведения (напр., предполагая прекратить осуществление руководимой им — юридически либо фактически — организацией предпринимательской деятельности), то состав рассматриваемого деяния в содеянном отсутствует.

3. О понятиях валютных операций, иностранной валюты, валюты РФ, резидента и нерезидента см. комментарий к ст. 193. Понятие агентов валютного контроля содержится в ч. 3 ст. 22 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле», к их числу, в частности, относятся уполномоченные банки, подотчетные Банку России (о понятии уполномоченного банка см. комментарий к ст. 193). Согласно ч. 5 ст. 22 названного Закона агенты валютного контроля производят контроль за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями.

4. Права и обязанности агентов валютного контроля и их должностных лиц предусмотрены ст. 23 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле», здесь же приведен перечень документов, которые указанные агенты имеют право запрашивать и получать от резидентов, когда эти документы связаны с проведением валютных операций. К этим документам наряду с прочими относятся документы (проекты документов), являющиеся основанием для проведения валютных операций, включая договоры (соглашения, контракты) и дополнения и (или) изменения к ним, доверенности, выписки из протокола общего собрания или иного органа управления юридического лица; документы, содержащие сведения о результатах торгов (в случае их проведения); документы, подтверждающие факт передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг), информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, акты государственных органов; документы, оформляемые и выдаваемые кредитными организациями, включая ведомости банковского контроля, банковские выписки; документы, подтверждающие совершение валютных операций; таможенные декларации, документы, подтверждающие ввоз в РФ и вывоз из РФ товаров, валюты РФ, иностранной валюты и внешних и внутренних ценных бумаг в документарной форме; паспорт сделки и др. В развитие указанных положений закона Банком России издана Инструкции от 04.06.2012 N 138-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением».

5. Момент окончания преступления определяется тем, что в его объективную сторону должны входить оба описанных в ч. 1 комментируемой статьи действия — и совершение валютных операций по переводу денежных средств на счета одного или нескольких нерезидентов, и сопутствующее ему представление агенту валютного контроля соответствующих документов, содержащих заведомо недостоверные сведения об основаниях, о целях и назначении перевода. Таким образом, данное преступление не может считаться оконченным, когда лицо, к примеру, по заведомо не подлежащему исполнению нерезидентом (подставной фирмой) контракту только перевело на счет последнего денежные средства, но документы, содержащие заведомо недостоверные сведения, агенту валютного контроля еще не представило. Содеянное в этом случае образует покушение на совершение преступления, предусмотренного комментируемой статьей.

Пунктом 2.3 упомянутой Инструкции Банка России от 04.06.2012 N 138-И установлены сроки представления резидентом справки о валютных операциях и документов, связанных с проведением указанных в этой справке валютных операций, в уполномоченный банк (агенту валютного контроля). Как определять момент окончания преступления, если документы, содержащие заведомо недостоверные сведения, представлены позже указанного срока? Представляется, что этот момент должен определяться исходя не из срока, до истечения которого документы согласно указанной Инструкции следовало представить, а из срока фактического их представления агенту валютного контроля.

6. Субъект данного преступления — специальный. Специальный признак данного субъекта — возложенная на него либо на организацию, наделившую его соответствующими полномочиями, обязанность по представлению агенту валютного контроля указанных документов, связанных с проведением валютных операций.

7. Субъективная сторона — прямой умысел. Заведомость означает, что лицу, которое в соответствии с возложенными на него обязанностями лично или опосредованно, т.е. через подчиненных или иных лиц, представляет агенту валютного контроля соответствующие документы, достоверно известно о том, что эти документы содержат сведения, не соответствующие действительным основаниям, целям и назначению перевода.

8. Квалифицирующими признаками преступления являются совершение деяния в крупном размере, группой лиц по предварительному сговору либо с использованием юридического лица, созданного для совершения одного или нескольких преступлений, связанных с проведением финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом (ч. 2 комментируемой статьи), а также совершение деяния в особо крупном размере либо организованной группой (ч. 3 этой статьи).

Определение крупного и особо крупного размера приведено в примеч. к комментируемой статье. О содержании этого и иных квалифицирующих признаков см. п. 6, 11, 13 и 14 комментарий к ст. 193.

Судебная практика: приговоры и наказание по ст. 193.1 УК РФ