Невозвращение в установленный срок на территорию Российской Федерации культурных ценностей, вывезенных за ее пределы, если такое возвращение является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, —

наказывается принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок до восьми лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового.

Комментарий к ст. 190 УК РФ

1. В ст. 6 и 7 Закона РФ от 15.04.1993 N 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей» определяется, что понимается под культурными ценностями в целях данного Закона, и перечисляются категории предметов, имеющих культурную ценность, включая исторические ценности, археологические предметы (в соответствии со ст. 3 Закона об объектах культурного наследия), художественные ценности.

2. Согласно Закону РФ от 15.04.1993 N 4804-1 уполномоченный орган государственного контроля за вывозом и ввозом культурных ценностей (в настоящее время — Минкультуры России <1>) составляет перечень культурных ценностей, подпадающих под действие этого Закона. Перечень культурных ценностей, подпадающих под действие Закона, вывоз которых осуществляется на основании свидетельств на право вывоза культурных ценностей с территории Российской Федерации, утв. Приказом Россвязьохранкультуры от 14.03.2008 N 117 <2>.
———————————
<1> См.: Указ Президента РФ от 08.02.2011 N 155 «Вопросы Министерства культуры Российской Федерации»; Пост. Правительства РФ от 20.07.2011 N 590 «О Министерстве культуры Российской Федерации». Согласно ст. 12 Закона РФ от 15.04.1993 N 4804-1 Минкультуры России, Росархив, ФТС России выполняют в пределах своей компетенции функции органов государственного регулирования вывоза и ввоза культурных ценностей и контроля за вывозом и ввозом культурных ценностей в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза в рамках ЕАЭС и законодательством РФ.

<2> См. также: ст. 29 Договора о Евразийском экономическом союзе (29.05.2014); решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 N 30, которым определен перечень культурных ценностей, в отношении которых установлен разрешительный порядок ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза и (или) вывоза с таможенной территории Евразийского экономического союза (раздел 2.20 приложения N 2); письмо Минкультуры России от 11.01.2016 N 1-01-39-ВА; письмо Минкультуры России от 07.08.2015 N 272-01-39-ВА, которым направлены Методические рекомендации по оформлению документации при ввозе культурных ценностей в РФ.

3. По ст. 190 УК может квалифицироваться неисполнение обязанности возвратить на территорию РФ только такие культурные ценности, которые были временно вывезены за ее пределы на законном основании. Законными основаниями вывоза следует признавать не только формальное соблюдение разрешительной процедуры вывоза культурных ценностей, завершающейся выдачей соответствующего свидетельства, заключением договора. На оценку вывоза как незаконного влияет и то обстоятельство, что лицо, заключая договор, предусматривающий возвращение культурных ценностей в установленный в нем срок, не собирается ценности возвращать. В этом случае лицо использует полученные им документы для незаконного перемещения ценностей через таможенную границу обманными способами, а потому содеянное должно квалифицироваться по ст. 226.1 УК РФ.

4. В ст. 27 Закона РФ от 15.04.1993 N 4804-1 определены субъекты, имеющие право временного вывоза культурных ценностей, и цели вывоза. В ст. 9 этого Закона указано, какие категории культурных ценностей вывозу не подлежат. Вывоз культурных ценностей, не подпадающих под действие ст. 9 Закона, может осуществляться в соответствии с решением о возможности их вывоза, принимаемым государственными органами, определенными данным Законом (ст. 17 Закона).

5. Преступление считается оконченным по истечении срока, до наступления которого лицо, получившее разрешение на временный вывоз культурных ценностей, было обязано согласно договору возвратить ценности на территорию РФ (о предмете, субъектах и проч. такого договора см. ст. 27 Закона РФ от 15.04.1993 N 4804-1). Лицо несет ответственность по комментируемой статье в том случае, если объективные обстоятельства не препятствуют ему выполнить свои обязательства по возврату ценностей в означенный в договоре срок.

6. Субъектом преступления является лицо, обязанное в соответствии с вышеназванным договором вернуть ценности в Россию. О лицах, имеющих право вывозить культурные ценности, см. ст. 36 Закона РФ от 15.04.1993 N 4804-1.

7. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом.

8. Если лицо, на котором лежит обязанность возвратить на территорию РФ предметы, названные в комментируемой статье, не являясь собственником временно вывезенного имущества, совершит, находясь за границей, хищение этих предметов, то оно должно нести ответственность и по ст. 190, и за преступление против собственности (с учетом ч. 1 ст. 12 УК РФ). Однако если вывоз культурных ценностей за границу по замыслу посягателя был лишь частью объективной стороны хищения, то деяние квалифицируется только как хищение, поскольку действия, являющиеся частью объективной стороны преступления, нельзя расценить как временный вывоз ценностей, совершенный на законных основаниях.

Судебная практика: приговоры и наказание по ст. 190 УК РФ