1. Незаконные экспорт из Российской Федерации или передача иностранному лицу или его представителю товаров или технологий, вооружения или военной техники, незаконное выполнение работ для иностранного лица или его представителя либо незаконное оказание услуг иностранному лицу или его представителю, в отношении которых заведомо для виновного установлен экспортный контроль (при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 226.1, 275 и 275.1 настоящего Кодекса), —
наказываются лишением свободы на срок от трех до семи лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок до одного года или без такового.
2. Те же деяния, совершенные:
а) группой лиц по предварительному сговору;
б) лицом с использованием своего служебного положения;
в) в отношении оружия массового поражения или средств его доставки либо товаров или технологий, работ (услуг), которые заведомо для виновного могут быть использованы при создании оружия массового поражения или средств его доставки и в отношении которых установлен экспортный контроль, —
наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок до полутора лет или без такового.
3. Деяния, предусмотренные частью первой или второй настоящей статьи, совершенные организованной группой, —
наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового.
Комментарий к ст. 189 УК РФ
1. Незаконным будет такой экспорт или передача указанных в ч. 1 и 3 комментируемой статьи товаров либо выполнение работ или оказание услуг, которые осуществлены в нарушение установленного для соответствующей деятельности порядка. Такой порядок определен Федеральными законами от 08.12.2003 N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», от 18.07.1999 N 183-ФЗ «Об экспортном контроле», от 19.07.1998 N 114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами», в которых, в частности, приведены требования к внешнеэкономическим сделкам с контролируемыми товарами и технологиями, включая их лицензирование.
Некоторые из понятий, используемых в комментируемой статье при описании признаков обсуждаемого преступления, в законодательстве и подзаконных актах в общем виде не определены, в том числе понятия сырья, материалов, оборудования, технологий, однако их конкретные виды указаны в списках контролируемых товаров и технологий, напр. в Списке оборудования, материалов и технологий, которые могут быть использованы при создании ракетного оружия и в отношении которых установлен экспортный контроль, утв. Указом Президента РФ от 08.08.2001 N 1005, Списке товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых осуществляется экспортный контроль, утв. Указом Президента РФ от 17.12.2011 N 1661, и др.
Также порядок внешнеэкономической деятельности регламентируется целым рядом подзаконных актов, напр. Положением об осуществлении контроля за внешнеэкономической деятельностью в отношении оборудования и материалов двойного назначения, а также соответствующих технологий, применяемых в ядерных целях, утв. Пост. Правительства РФ от 14.06.2001 N 462, Правилами получения разрешения комиссии по экспортному контролю Российской Федерации на осуществление внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), которые могут быть использованы иностранным государством или иностранным лицом в целях создания оружия массового поражения и средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо приобретаются в интересах организаций или физических лиц, причастных к террористической деятельности, утв. Пост. Правительства РФ от 15.08.2005 N 517, и иными документами. Данным порядком предусмотрены различные процедуры, напр. порядок, основания выдачи генеральных лицензий на вывоз из РФ контролируемых оборудования и материалов.
Существуют прямые запреты совершения сделок, нарушение которых свидетельствует о незаконности сделки (см., в частности, ст. 20 Федерального закона «Об экспортном контроле»).
2. Поскольку в ст. 2 Федерального закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» под экспортом товара понимается вывоз товара с таможенной территории РФ без обязательства об обратном ввозе, то, следовательно, под передачей лицом, наделенным правом осуществлять внешнеэкономическую деятельность, иностранной организации или ее представителю товаров, указанных в комментируемой статье, нужно понимать перемещение товара через таможенную границу с обязательством об обратном ввозе, напр. на выставку, либо такую передачу товаров (оказание услуг, выполнение работ), которая осуществляется без перемещения через таможенную границу. В последнем случае для квалификации деяния по комментируемой статье необходимо установить, что передача материалов, технологий, выполнение работ и т.д. в рамках сотрудничества с иностранными лицами была запрещена (или предусматривала порядок, который лицо нарушило) в принципе, а не только при экспорте.
3. Как указано в законе, комментируемая статья применяется при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных ст. 226.1 и 275 УК РФ. Это означает, что при конкуренции с комментируемой статьей названных норм приоритет имеют последние.
4. Если незаконный экспорт перечисленных в этой статье предметов, состоящий в их незаконном вывозе с таможенной территории РФ, совершается с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо сопряжен с недекларированием или недостоверным декларированием, содеянное квалифицируется по ст. 226.1 УК РФ.
5. Последние изменения диспозиции комментируемой нормы, а также исключение из статьи примечания показывают, что законодатель видит субъекта преступления общим.
6. Субъективная сторона — прямой умысел.
7. О понятии группы лиц по предварительному сговору и организованной группы см. комментарий к ст. 35.