1. Вербовка, обучение, финансирование или иное материальное обеспечение наемника, а равно его использование в вооруженном конфликте или военных действиях —

наказываются лишением свободы на срок от двенадцати до восемнадцати лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет либо без такового.

2. Те же деяния, совершенные лицом с использованием своего служебного положения или в отношении несовершеннолетнего, —

наказываются лишением свободы на срок от пятнадцати до двадцати лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет либо без такового.

3. Участие наемника в вооруженном конфликте или военных действиях (при отсутствии признаков преступления, предусмотренного частью третьей статьи 208 настоящего Кодекса) —

наказывается лишением свободы на срок от семи до пятнадцати лет с ограничением свободы на срок до одного года либо без такового.

Примечание. Наемником признается лицо, действующее в целях получения материального вознаграждения и не являющееся гражданином государства, участвующего в вооруженном конфликте или военных действиях, не проживающее постоянно на его территории, а также не являющееся лицом, направленным для исполнения официальных обязанностей.

Комментарий к ст. 359 УК РФ

1. Основной объект преступления — общественные отношения, обеспечивающие безопасное состояние мира между государствами и народами.

2. Впервые понятие наемника было дано в ст. 47 Дополнительного протокола I от 08.06.1977 <1> к Женевским конвенциям от 12.08.1949, касающимся защиты жертв вооруженных конфликтов.
———————————
<1> Международная защита прав и свобод человека: Сб. док. С. 570 — 635.

3. 04.12.1989 в Нью-Йорке была принята Международная конвенция о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников <1>, которая расширила понятие «наемник».
———————————
<1> Действующее международное право. Т. 2. С. 812 — 819.

Согласно этой Конвенции термин «наемник» означает любое лицо, которое:

a) специально завербовано на месте или за границей для того, чтобы сражаться в вооруженном конфликте;

b) принимая участие в военных действиях, руководствуется главным образом желанием получить личную выгоду и которому в действительности обещано стороной или по поручению стороны, находящейся в конфликте, материальное вознаграждение, существенно превышающее вознаграждение, обещанное или выплачиваемое комбатантам такого же ранга и функций, входящим в личный состав вооруженных сил данной стороны;

c) не является ни гражданином стороны, находящейся в конфликте, ни лицом, постоянно проживающим на территории, контролируемой стороной, находящейся в конфликте;

d) не входит в личный состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте;

e) не послано государством, которое не является стороной, находящейся в конфликте, для выполнения официальных обязанностей в качестве лица, входящего в состав его вооруженных сил.

Термин «наемник» означает также любое лицо, которое в любой другой ситуации:

a) специально завербовано на месте или за границей для участия в совместных насильственных действиях, направленных:

i) на свержение правительства или иной подрыв конституционного порядка государства или

ii) подрыв территориальной целостности государства;

b) принимая участие в таких действиях, руководствуется главным образом желанием получить значительную личную выгоду и которое побуждается к этому обещанием выплаты или выплатой материального вознаграждения;

c) не является ни гражданином, ни постоянным жителем государства, против которого направлены такие действия;

d) не направлено государством для выполнения официальных обязанностей;

e) не входит в личный состав вооруженных сил государства, на территории которого совершаются такие действия.

Также за преступление отвечает любое лицо, которое вербует, использует, финансирует или обучает наемников, пытается совершить одно из преступлений, является соучастником лица, которое совершает или пытается совершить любое из преступлений, указанных в Конвенции, и ничто не ограничивает сферу применения этого положения.

4. Кроме этого, согласно Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН от 24.10.1970 <1>, каждое государство обязано воздерживаться от организации или поощрения организации иррегулярных сил или вооруженных банд, в том числе наемников, для вторжения на территорию другого государства.
———————————
<1> Действующее международное право. Т. 1. С. 65 — 73.

5. Российская Федерация не участвует в Международной конвенции от 04.12.1989, однако на основе Дополнительного протокола I от 08.06.1977 к Женевским конвенциям от 12.08.1949 в примеч. к комментируемой статье дано понятие наемника, тождественное конвенционному понятию: наемником признается лицо, действующее в целях получения материального вознаграждения и не являющееся гражданином государства, участвующего в вооруженном конфликте или военных действиях, не проживающее постоянно на его территории, а также не являющееся лицом, направленным для исполнения официальных обязанностей.

Под материальным вознаграждением понимается получение наемником за свою работу, деятельность денег или любых других материальных ценностей, выгод имущественного характера.

Под постоянно не проживающим на территории страны — участницы вооруженного конфликта или военных действий понимается лицо, имеющее гражданство другого (третьего) государства или лицо без гражданства.

6. От наемников следует отличать военнослужащих невоюющих государств, посланных в командировку для выполнения определенных двусторонними соглашениями стран официальных обязанностей военных советников, консультантов, инструкторов и других лиц, участвующих в оказании помощи в подготовке военных кадров, в обучении военному делу и т.д.

Так, согласно ч. ч. 2 и 3 ст. 1 Закона о воинской обязанности прохождение военной службы осуществляется также и иностранными гражданами — по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях. Такие иностранные граждане имеют статус, устанавливаемый Законом о статусе военнослужащих.

7. Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, характеризуется указанными в законе действиями: вербовка, обучение, финансирование или иное материальное обеспечение наемника, а равно его использование в вооруженном конфликте или военных действиях, а предусмотренного ч. 3 — участие наемника в вооруженном конфликте или военных действиях.

8. Под вербовкой понимаются действия, направленные на наем на военную службу, на достижение устного или письменного соглашения с гражданином третьего государства о его участии в вооруженном конфликте или военных действиях за материальное вознаграждение, которые могут осуществляться в агитации, в записи желающих лиц, их регистрации, направлении в военный лагерь, базу, специальную диверсионную школу для обучения и т.д.

9. Под обучением понимается деятельность по физической, психологической подготовке, процессу получения наемником специальных военных знаний, тренировке его в навыках, приемах обращения, пользовании боевым оружием, взрывчатыми веществами, техникой, стратегии, тактики, способам действий, иным навыкам, необходимым для участия в вооруженном конфликте и боевых действиях.

10. Под финансированием наемника в вооруженном конфликте или военных действиях понимается любое финансовое обеспечение наемника, в том числе передача наемнику денег, открытие на имя наемника счетов в банках за проделанную работу, передача денег для содержания баз подготовки, штата инструкторов, обучения, вербовки и использования наемников, закупки вооружения, обмундирования, продовольствия и т.д.

11. Под иным материальным обеспечением наемников в вооруженном конфликте или военных действиях понимается любое материальное обеспечение наемника, в том числе предоставление военного обмундирования, оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, военной техники, транспорта, снабжение продовольствием, питьевой водой, иной продукцией и т.д.

12. Под использованием наемников в вооруженном конфликте или военных действиях понимается привлечение их к непосредственному участию в совершении таких действий.

13. Под участием наемника в вооруженном конфликте или военных действиях понимается его непосредственное личное участие в таких действиях, в том числе в их подготовке, планировании.

14. Обязательным признаком является обстановка совершения преступления — вооруженный конфликт или военные действия.

15. Преступление окончено с начала совершения указанных в законе вербовки, обучения, финансирования или иного материального обеспечения наемника, его использования в вооруженном конфликте или военных действиях, начало участия в них самого наемника.

16. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом.

17. Субъект преступления — физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

18. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает в качестве квалифицирующих признаков те же деяния, совершенные лицом: 1) с использованием своего служебного положения или 2) в отношении несовершеннолетнего.

Под использованием виновным лицом своего служебного положения понимаются действия должностного лица, совершенные вопреки интересам службы, или действия не должностного лица, государственного служащего или служащего органов местного самоуправления, либо действия лица, выполняющего управленческие функции в негосударственной организации, направленные на вербовку, обучение, финансирование, иное материальное обеспечение наемника либо его использование в вооруженном конфликте или военных действиях.

Под совершением наемничества в отношении несовершеннолетнего понимается вербовка, обучение, финансирование или иное материальное обеспечение несовершеннолетнего наемника, которому не исполнилось 18 лет, использование такого наемника в вооруженном конфликте или военных действиях.

Судебная практика: приговоры и наказание по ст. 359 УК РФ