1. Разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении должностного лица правоохранительного или контролирующего органа, а также его близких, если это деяние совершено лицом, которому эти сведения были доверены или стали известны в связи с его служебной деятельностью (при отсутствии признаков преступления, предусмотренного статьей 283 настоящего Кодекса), —
наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо арестом на срок до четырех месяцев.
2. То же деяние, повлекшее тяжкие последствия, —
наказывается принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок.
Комментарий к ст. 320 УК РФ
1. Общественная опасность преступления состоит в том, что оно посягает на нормальную деятельность правоохранительных и контролирующих органов, а также на личность должностных лиц этих органов и их близких, на их имущественные интересы.
Предметом преступления являются сведения о мерах безопасности, применяемых в отношении должностного лица правоохранительного или контролирующего органа либо его близких. В ст. 5 Федерального закона от 20.04.1995 N 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» приведен исчерпывающий перечень таких мер. Сведения о них могут, напр., содержаться в постановлении о принятом решении о применении мер безопасности, выписке из постановления с конкретными предписаниями и сроками их исполнения.
По содержанию разглашаемых сведений преступление отличается от ст. 137 УК РФ, где предметом преступления являются сведения о частной жизни лица, составляющие его личную и семейную тайну.
Потерпевшими от преступления являются должностные лица правоохранительного или контролирующего органа (см. комментарий к ст. ст. 285 и 317, 318) и их близкие (см. ст. 14 СК, п. п. 3 и 4 ст. 5 УПК и комментарий к ст. 317). Лица, подлежащие защите, перечислены в ст. 2 Федерального закона от 20.04.1995 N 45-ФЗ.
По кругу потерпевших данное преступление отличается от преступления, предусмотренного ст. 311 УК РФ, где таковыми являются судья, присяжный заседатель, судебный пристав, судебный исполнитель, потерпевший, свидетель и иные лица, участвующие в отправлении правосудия, или участники уголовного процесса, а равно их близкие.
2. Объективную сторону преступления образует разглашение сведений о мерах безопасности. Это означает, что их содержание стало известно хотя бы одному лицу, которому сведения о мерах безопасности не были доверены по работе или службе. Способ разглашения уголовно-правового значения не имеет и может быть любым.
Оконченным преступление считается с момента, когда содержание сведений стало достоянием заинтересованного лица. Наступления каких бы то ни было последствий для ответственности по ч. 1 комментируемой статьи не требуется. Использование полученных сведений находится за пределами рассматриваемого состава преступления.
3. Субъектом преступления может быть любое физическое вменяемое лицо 16-летнего возраста, обычно это должностные лица органов, обеспечивающих безопасность защищаемого (его близких): напр. работники ОВД, органов контрразведки, таможенных органов, командование ВЧ. Субъектом преступления могут быть также должностные лица учреждений, организаций, в адрес которых направлены решения органов, обеспечивающих безопасность, напр. работники паспортных служб, адресных столов, справочных служб телефонной связи.
Не является субъектом преступления по комментируемой статье лицо, которое получило такие сведения, напр., в результате похищения документов. При наличии необходимых признаков его можно привлечь к ответственности по ст. 325 УК РФ.
4. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Лицо осознает общественную опасность разглашения сведений о мерах безопасности должностных лиц правоохранительных или контролирующих органов или их близких, осознает, что разглашает сведения с целью воспрепятствования служебной деятельности указанных лиц, и желает это сделать. Цель воспрепятствования служебной деятельности должностного лица является обязательным признаком субъективной стороны.
Если разглашение произошло с косвенным умыслом, или по неосторожности, содеянное при наличии всех необходимых признаков образует халатность (ст. 293 УК РФ).
5. В ч. 2 комментируемой статьи предусмотрена ответственность за разглашение сведений о мерах безопасности, повлекшее тяжкие последствия. Они могут относиться к личности потерпевшего (смерть, тяжкий вред здоровью, изнасилование, захват заложников, имущественный ущерб), а равно к деятельности представляемого им правоохранительного или контролирующего органа. Их тяжесть оценивает суд. Преступление имеет материальный состав и считается оконченным, когда тяжкие последствия фактически наступили. Отношение к последствиям характеризуется неосторожностью.
Субъектом преступления, предусмотренного ч. 2 комментируемой статьи, может быть и сам защищаемый, если он разгласил сведения о его мерах безопасности и это привело к тяжким последствиям для других лиц.