1. Использование воздушного пространства Российской Федерации без разрешения в случаях, когда такое разрешение требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации, если это деяние повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека, —

наказывается лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

2. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, —

наказывается лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Комментарий к ст. 271.1 УК РФ

1. Статья введена в УК Федеральным законом от 07.11.2011 N 304-ФЗ. Является специальной нормой по отношению к ст. 263 УК РФ.

Как указано в пояснительной записке к законопроекту, необходимость установления ответственности за нарушение правил использования воздушного пространства возникла в связи с принятием Постановления Правительства РФ от 11.03.2010 N 138 «Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации», которые введены в действие с 01.11.2010.

Эти Федеральные правила установили уведомительный и разрешительный порядок использования воздушного пространства, что делает возможными полеты для тысяч владельцев воздушных судов. До введения в УК ст. 271.1 ответственность за нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта предусматривала ст. 263 УК РФ, а за нарушение правил использования воздушного пространства — ст. 11.4 КоАП.

Вместе с тем предусмотренная указанными нормами закона ответственность не приводила к уменьшению авиационных событий, связанных с нарушением использования воздушного пространства. По данным за 2009 г., сохранялась тенденция увеличения числа случаев использования воздушного пространства без заявки (расписания, графика). По сравнению с 2008 г. в 2009 г. число таких событий увеличилось с 206 до 215. Подобные нарушения в большинстве случаев допускались эксплуатантами (частными владельцами) воздушных судов авиации общего назначения или воздушных судов, не прошедших процедуры допуска к полетам, установленные воздушным законодательством РФ.

В целях совершенствования мер по обеспечению безопасности полетов и ужесточения ответственности за нарушение правил использования воздушного пространства ст. 271.1 УК устанавливает ответственность за деяния, связанные с нарушением таких правил, которые повлекли причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека.

2. Объектом преступления являются правоотношения в связи использованием воздушного пространства РФ, а именно безопасность такого использования для воздушного движения.

3. Объективная сторона выражается в нарушении правил использования воздушного пространства в тех случаях, когда для его использования требуется разрешение.

Под использованием воздушного пространства понимается деятельность, в процессе которой осуществляется перемещение в воздушном пространстве различных материальных объектов (воздушных судов, ракет и других объектов), а также другая деятельность (строительство высотных сооружений, деятельность, в процессе которой происходят электромагнитные и другие излучения, выброс в атмосферу веществ, ухудшающих видимость, проведение взрывных работ и т.п.), которая может представлять угрозу безопасности воздушного движения.

Для использования воздушного пространства установлены разрешительный и уведомительный порядки.

Разрешительным порядком использования воздушного пространства является порядок использования воздушного пространства, при котором пользователи воздушного пространства осуществляют свою деятельность на основании планов (расписаний, графиков) использования воздушного пространства при наличии разрешения на использование воздушного пространства.

Разрешительный порядок использования воздушного пространства устанавливается в зависимости от вида деятельности и характеристик воздушного пространства, которое делится на верхнее и нижнее, классы A, C и G, режим которых установлен в п. 10 Федеральных правил использования воздушного пространства РФ. В структуре воздушного пространства выделяются также запретные, опасные зоны и зоны ограничения полетов, для которых устанавливаются специальные правовые режимы использования воздушного пространства.

Согласно п. 116 указанных Федеральных правил разрешение на использование воздушного пространства требуется:

— для пользователей воздушного пространства, чья деятельность не связана с выполнением полетов воздушных судов и осуществляется на основании планов использования воздушного пространства (графиков), — во всем воздушном пространстве РФ;

— для пользователей воздушного пространства в воздушном пространстве класса G — для полетов беспилотных летательных аппаратов;

— для пользователей воздушного пространства, выполняющих полеты в воздушном пространстве классов A и C, за исключением случаев (п. 114):

а) отражения воздушного нападения или вооруженного вторжения на территорию РФ;

б) предотвращения и пресечения нарушений Государственной границы РФ, защиты и охраны экономических и иных законных интересов РФ в пределах приграничной полосы, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ;

в) пресечения и раскрытия преступлений;

г) оказания помощи при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

д) поиска и спасания пассажиров и экипажей воздушных судов, терпящих или потерпевших бедствие, поиска и эвакуации с места посадки космонавтов и спускаемых космических объектов или их аппаратов;

е) предотвращения и пресечения нарушений порядка использования воздушного пространства.

4. Использование воздушного пространства без разрешения влечет уголовную ответственность только при наступлении последствий, указанных в законе: тяжкий вред здоровью, смерть человека, двух и более лиц.

Для наступления ответственности требуется наличие причинной связи между нарушением правил и последствиями.

5. С субъективной стороны преступление характеризуется неосторожностью.

6. Субъектом преступлений могут быть лица, пилотирующие летательные аппараты, лица, ответственные за организацию воздушного движения, лица, использующие воздушное пространство при осуществлении деятельности, не связанной с выполнением полетов.

Судебная практика: приговоры и наказание по ст. 271.1 УК РФ