Нарушение правил охраны окружающей среды при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации промышленных, сельскохозяйственных, научных и иных объектов лицами, ответственными за соблюдение этих правил, если это повлекло существенное изменение радиоактивного фона, причинение вреда здоровью человека, массовую гибель животных либо иные тяжкие последствия, —

наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Комментарий к ст. 246 УК РФ

1. Основной непосредственный объект преступления — общественные отношения по охране окружающей среды, рациональному использованию природных ресурсов и обеспечению экологической безопасности населения при производстве работ. Дополнительный — отношения по охране здоровья человека.

Предмет преступления — окружающая среда. Согласно ст. 1 Закона об охране окружающей среды под окружающей средой понимается совокупность компонентов природной среды, природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов. В свою очередь, под компонентами природной среды понимаются земля, недра, почва, воды, атмосферный воздух, животный и растительный мир, иные организмы, озоновый слой, околоземное космическое пространство. Природно-антропогенный объект — природный объект, измененный деятельностью человека и (или) созданный им. Антропогенный объект — объект, созданный человеком, не обладающий свойствами природных объектов (технические устройства, дороги всех видов, заводы, здания, сооружения и т.п.).

2. Объективная сторона преступления состоит в нарушении правил охраны окружающей среды при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации промышленных, сельскохозяйственных, научных и иных объектов.

Диспозиция рассматриваемой нормы бланкетная, поэтому для установления содержания нарушенных правил необходимо обратиться к законам и иным нормативным правовым актам, в которых сформулированы экологические требования к различным видам и стадиям хозяйственной и иной деятельности: ГрК, ВК, ЗК, ЛК, Закону о санитарно-эпидемиологическом благополучии, Федеральному закону от 21.07.1997 N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и др. Эти требования обязательны для исполнения всеми гражданами, предприятиями, организациями, учреждениями независимо от форм собственности и подчиненности.

Так, при разработке проектов необходимо руководствоваться природоохранительными стандартами и различными методиками нормирования выбросов производства. Заложенные в проект технические решения должны обеспечивать предотвращение загрязнения окружающей среды при производственных процессах, равно как и в случае аварии, а также ликвидацию негативных для окружающей среды последствий. Действующие правовые акты предусматривают требование проработки в проектно-сметной документации решений по утилизации отходов и побочных продуктов производства. Также в документации следует представить сведения об отходах, не подлежащих утилизации в данном производстве. Вместе с тем необходимо иметь в виду, что само по себе проектирование с нарушением правил охраны окружающей среды без последующих действий, указанных в диспозиции комментируемой статьи, не может повлечь перечисленных в ней последствий, а следовательно, и повлечь уголовную ответственность.

При размещении предприятий выполнение требований по охране окружающей среды достигается путем обязательного соблюдения определенной действующим законодательством процедуры предварительного согласования места размещения объекта, отвода земельного участка в натуре и выдачи документов, удостоверяющих право субъектов хозяйственной деятельности на освоение данного земельного участка, проведение экологической экспертизы и оценки воздействия на окружающую среду. Эти требования в общей форме изложены в ст. ст. 27, 31 — 33 ЗК.

Ввод в эксплуатацию предприятий, сооружений и иных указанных выше объектов должен осуществляться при условии выполнения в полном объеме всех экологических требований, предусмотренных проектом, по актам приемочных комиссий.

Эксплуатация таких объектов возможна лишь при условии, что все предприятия, учреждения, организации, граждане будут принимать эффективные меры по соблюдению технологического режима и выполнению требований по охране природы, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, оздоровлению окружающей среды.

Выброс и сброс вредных веществ, захоронение отходов допускаются на основе разрешения, выдаваемого специально уполномоченными на то государственными органами в области охраны окружающей среды. В разрешении устанавливаются нормативы предельно допустимых выбросов и сбросов вредных веществ и другие условия, обеспечивающие охрану окружающей среды и здоровья человека.

Обязательным признаком преступления являются последствия. Они выражаются в существенном изменении радиоактивного фона, причинении вреда здоровью человека, массовой гибели животных либо иных тяжких последствиях.

Существенным следует считать изменение радиоактивного фона в величинах, представляющих опасность для здоровья и жизни человека (п. 6 Пост. Пленума ВС РФ от 18.10.2012 N 21).

Под причинением вреда здоровью человека при совершении преступлений, предусмотренных ст. 246, ч. 2 ст. 247, ч. 1 ст. 248, ч. 2 ст. 250, ч. 2 ст. 251, ч. ч. 1 и 2 ст. 254 УК РФ, следует понимать причинение вреда здоровью любой степени тяжести одному или нескольким лицам (п. 2 Пост. Пленума ВС РФ от 18.10.2012 N 21).

О понятии «массовая гибель животных» см. комментарий к ст. ст. 247, 250, 257.

3. Иными тяжкими последствия могут быть признаны только с учетом всех обстоятельств дела в каждом конкретном случае. Применительно к комментируемой статье таковыми следует считать, в частности, такое ухудшение качества окружающей среды и ее компонентов, устранение которого требует длительного времени и больших финансовых затрат (напр., массовые заболевания или гибель объектов животного мира, в том числе рыбы и других водных биологических ресурсов; уничтожение условий для их обитания и воспроизводства (потеря мест нагула, нереста и зимовальных ям, нарушение путей миграции, уничтожение кормовой базы); уничтожение объектов растительного мира, повлекшее существенное сокращение численности (биомассы) указанных объектов; деградация земель). При этом массовой гибелью (заболеванием) считается превышение среднестатистического уровня гибели (заболевания) животных в три или более раза (п. 5 Пост. Пленума ВС РФ от 18.10.2012 N 21). Представляется, что с учетом иных положений норм об ответственности за экологические преступления к ним можно также отнести причинение по неосторожности смерти хотя бы одному человеку; распространение эпидемий, эпизоотий и эпифитотий (см. комментарий к ст. ст. 248 и 249); причинение крупного материального ущерба, связанного с прекращением деятельности предприятий, учреждений и организаций; вынужденное массовое переселение людей; значительные затраты на восстановление качества окружающей среды и устранение последствий чрезвычайных ситуаций; гибель лесных насаждений и иной растительности (см. комментарий к ст. 261) на значительных площадях.

Окончено преступление, если какое-либо из перечисленных в законе деяний причинило указанный в законе вред окружающей среде или здоровью человека. Состав преступления — материальный. Между нарушением правил и последствиями необходимо установить причинную связь.

4. С субъективной стороны преступление совершается умышленно или по неосторожности (п. 4 Пост. Пленума ВС РФ от 18.10.2012 N 21).

5. Субъект преступления — специальный — физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста, ответственное за соблюдение указанных правил. Им может быть должностное лицо государственного учреждения, организации либо лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой (напр., строительной, эксплуатационной) или иной организации.

6. Рассматриваемое преступление следует отличать от административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП, и от сходных с ним преступлений (ст. ст. 250, 251, 261 УК и др.). Алгоритм решения вопроса о разграничении конкурирующих преступлений и проступка следующий: а) необходимо выяснить, какая статья УК наиболее полно охватывает содеянное; б) как она соотносится с другими конкурирующими статьями УК; в) с какой статьей КоАП конкурирует; г) какую из статей УК или КоАП надлежит применить.

Нормы комментируемой статьи являются общими по отношению к иным нормам, предусматривающим ответственность за сходные экологические преступления (специальные нормы). По правилам конкуренции общих и специальных норм в тех случаях, когда они более детально (с большей полнотой) описывают признаки содеянного, применению подлежат специальные нормы.

В случае возникновения трудностей в разграничении уголовно наказуемого деяния и административного проступка особое внимание следует уделять выяснению всех обстоятельств, характеризующих состав экологического правонарушения, последствий противоправного деяния, размера нанесенного вреда и причиненного ущерба (п. 13 Пост. Пленума ВС РФ от 18.10.2012 N 21). В данном случае уголовная ответственность наступает, если нарушение правил охраны окружающей среды повлекло указанные в комментируемой статье последствия.

Судебная практика: приговоры и наказание по ст. 246 УК РФ