Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, если это деяние совершено неоднократно, —
наказывается штрафом в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок.
Примечание. Нарушением установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, совершенным лицом неоднократно, признается нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, если это лицо ранее привлекалось к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьей 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, более двух раз в течение ста восьмидесяти дней.
Комментарий к ст. 212.1 УК РФ
1. Согласно ст. 31 Конституции граждане РФ имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование. Такое право граждан на мирные публичные мероприятия является необходимой гарантией формирования демократического гражданского общества. При этом в соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Эти фундаментальные конституционные положения соответствуют требованиям ч. 1 ст. 20 Всеобщей декларации прав человека о том, что каждый человек имеет право на свободу мирных собраний и ассоциаций, ст. 21 Международного пакта о гражданских и политических правах о том, что пользование таким правом не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые налагаются в соответствии с законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц. На основе Конституции, общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров РФ определяется и законодательство РФ, относящееся к обеспечению права на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований, о чем прямо указано в ст. 1 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». За воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них предусмотрена уголовная ответственность по ст. 149 УК (см. комментарий к ней).
2. Объективная сторона преступления выражается в действиях, нарушающих установленный порядок организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, если это деяние совершено неоднократно.
Понятие неоднократности дано в примеч. к комментируемой статье, согласно которому нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, совершенное лицом неоднократно, признается нарушением данного порядка, если это лицо ранее привлекалось к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных ст. 20.2 КоАП, более двух раз в течение 180 дней.
Из этого следует, что лицо может быть привлечено к уголовной ответственности по ст. 212.1 УК лишь в том случае, если оно совершает административное правонарушение, предусмотренное ст. 20.2 КоАП, как минимум в четвертый раз и если оно до этого ранее привлекалось не менее трех раз к административной ответственности за такие административные правонарушения в течение 180 дней. Если лицо привлекается к административной ответственности за третье административное правонарушение в более поздний срок, например на 181 день, то неоднократность отсутствует. Кроме этого, необходимо, чтобы ко времени привлечения лица к уголовной ответственности все ранее вынесенные судебные постановления (не менее трех) о привлечении его к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных ст. 20.2 КоАП, вступили в законную силу. Это следует из требований ч. 2 ст. 1.5 КоАП, о том, что лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, установленном КоАП, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело, и ст. 31.1 КоАП, определяющей порядок вступления постановления по делу об административном правонарушении в законную силу. Также необходимо учитывать требования ст. 4.6 КоАП о том, что лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня исполнения данного наказания.
Постановлением КС РФ от 10.02.2017 N 2-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 212.1 Уголовного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина И.И. Дадина», осужденного по ст. 212.1 УК РФ, признано, что ст. 212.1 УК не противоречит Конституции РФ, поскольку содержащиеся в ней положения позволяют, в частности: подвергать уголовному преследованию за нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования лицо, ранее не менее трех раз в течение 180 дней привлекавшееся к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные ст. 20.2 КоАП, если это лицо в пределах срока, в течение которого оно считается подвергнутым административному наказанию за указанные правонарушения, вновь нарушило установленный порядок организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования; исключают возможность привлечения к уголовной ответственности за нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования лица, в отношении которого на момент совершения инкриминируемого ему деяния отсутствовали вступившие в законную силу судебные акты о привлечении не менее трех раз в течение 180 дней к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные ст. 20.2 КоАП.
С учетом этого Постановления КС РФ, Постановлением Президиума ВС РФ было возобновлено производство по уголовному делу в отношении осужденного по ст. 212.1 УК Дадина И.И. ввиду новых обстоятельств и состоявшиеся по уголовному делу судебные решения были отменены, а уголовное дело прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК в связи с отсутствием в деянии состава преступления. В данном Постановлении указано, что на момент участия Дадина И.И. в публичном мероприятии, состоявшемся 05.12.2014, в связи с которым он был привлечен к уголовной ответственности и осужден по ст. 212.1 УК РФ, отсутствовали вступившие в законную силу судебные постановления о его привлечении не менее трех раз в течение 180 дней к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные ст. 20.2 КоАП. Следовательно, утверждать о неоднократности нарушений Дадиным И.И. установленного порядка проведения публичного мероприятия, являющейся одним из императивных признаков состава преступления, предусмотренного ст. 212.1 УК РФ, оснований не имелось. Установлено, что до 05.12.2014 Дадин И.И. три раза привлекался к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные ст. 20.2 КоАП, и подвергался административным наказаниям каждый раз в виде штрафа по постановлениям судей районного суда от 4, 23 и 26 сентября 2014 г. Однако постановления судей от 4 и 23 сентября 2014 г. были обжалованы в интересах Дадина И.И. его защитником и оставлены без изменения вышестоящим судом лишь 16.03.2015, хотя к этому времени Дадин И.И. уже был привлечен к уголовной ответственности. Не было обжаловано лишь постановление судьи от 26.09.2014, и оно вступило в законную силу по истечении срока, установленного для обжалования <1>.
———————————
<1> См.: Пост. Президиума ВС РФ от 22.02.2017 N 43-П17.
3. В ст. 2 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ определены понятия собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования.
Собрание — совместное присутствие граждан, коллектива в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов.
Митинг — массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера.
Демонстрация — организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения, в том числе на ТС, плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации.
Шествие — массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам.
Пикетирование — форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации, а также быстровозводимые сборно-разборные конструкции.
4. Состав преступления формальный, считается оконченным с момента совершения нарушения установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования лицом, которое ранее не менее трех раз было подвергнуто административному наказанию за административные правонарушения, предусмотренные ст. 20.2 КоАП, в течение 180 дней, и все решения судов об этом вступили в законную силу ко времени привлечения лица к уголовной ответственности.
5. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Субъект осознает, что совершает нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, будучи ранее привлеченным за такое административное правонарушение не менее трех раз в течение 180 дней, и желает этого. Мотив и цель могут быть любыми, они значения для квалификации не имеют, но могут быть учтены при назначении наказания.
6. Субъект преступления — лицо, достигшее 16-летнего возраста, ранее не менее трех раз привлекавшееся к административной ответственности в течение 180 дней по ст. 20.2 КоАП.