1. Задачами настоящего Кодекса являются: охрана прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя Российской Федерации от преступных посягательств, обеспечение мира и безопасности человечества, а также предупреждение преступлений.

2. Для осуществления этих задач настоящий Кодекс устанавливает основание и принципы уголовной ответственности, определяет, какие опасные для личности, общества или государства деяния признаются преступлениями, и устанавливает виды наказаний и иные меры уголовно-правового характера за совершение преступлений.

Комментарий к ст. 2 УК РФ

1. Уголовно-правовое регулирование является необходимым элементом государственной системы обеспечения национальной безопасности страны. Национальная безопасность представляет собой состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан РФ, достойные качество и уровень их жизни, суверенитет, независимость, государственная и территориальная целостность, устойчивое социально-экономическое развитие РФ (п. 6 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации <1>).
———————————
<1> См.: Указ Президента РФ от 31.12.2015 N 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».

Уголовное право выступает одним из правовых средств обеспечения национальной безопасности. В силу ст. ст. 1, 2, 55 (ч. 3), 71 (п. п. «в», «о») и 76 (ч. 1) Конституции в РФ как демократическом правовом государстве в целях регулирования и защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения законности, правопорядка и общественной безопасности законодательно устанавливаются уголовно-правовые запреты совершения общественно опасных деяний, уголовное преследование и наказание за их нарушение <1>. Гарантируя права и свободы человека и гражданина и обеспечивая их защиту, государство вправе устанавливать в федеральном законе ограничения прав и свобод в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55 Конституции), в том числе предусматривать уголовную ответственность за деяния, совершенные в ущерб основным ценностям конституционного строя <2>. Использование мер уголовной ответственности оправдано, кроме того, необходимостью обеспечения указанных в ч. 3 ст. 55 Конституции целей защиты здоровья, нравственности, прав и законных интересов других лиц <3>.
———————————
<1> См.: Опред. КС РФ от 19.06.2007 N 591-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Фирсовой Марии Александровны на нарушение ее конституционных прав пунктом «а» части первой статьи 78 Уголовного кодекса Российской Федерации».

<2> См.: Пост. КС РФ от 20.12.1995 N 17-П «По делу о проверке конституционности ряда положений пункта «а» статьи 64 Уголовного кодекса РСФСР в связи с жалобой гражданина В.А. Смирнова» // СЗ РФ. 1996. N 1. Ст. 54.

<3> См.: Пост. КС РФ от 25.04.2001 N 6-П «По делу о проверке конституционности статьи 265 Уголовного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина А.А. Шевякова» // ВКС РФ. 2001. N 5; Пост. КС РФ от 19.03.2003 N 3-П.

2. Комментируемая статья определяет задачи УК, а следовательно, место и роль уголовного права в системе обеспечения национальной безопасности. Традиционной стала нормативная постановка перед уголовным правом двух задач: охранительной и предупредительной, реализация которых составляет выполнение юридических функций отрасли. Наряду с этим наука уголовного права аргументирует достижение уголовным правом и иных, общесоциальных задач: воспитательной, ценностно-ориентационной, социально-интегративной, обеспечения справедливости.

3. Охранительная задача уголовного права заключается в охране уголовно-правовыми средствами таких социально значимых объектов, как права и свободы человека и гражданина, собственность, общественный порядок и общественная безопасность, окружающая среда, конституционный строй РФ, мир и безопасность человечества. При всей социально-политической значимости приведенного в ч. 1 комментируемой статьи перечня объектов охраны стоит отметить, что он является неполным и непоследовательным, если сравнивать его с перечнем объектов, поставленных под охрану уголовного закона и определенных в наименовании глав Особенной части УК. Такой перечень имеет по большей части ориентирующее значение.

Принято считать, что ч. 1 комментируемой статьи отражает гуманистическую направленность уголовного законодательства, определяя на первое место в системе объектов уголовно-правовой охраны права и свободы человека и гражданина. Между тем такая оценка не в полной мере соответствует Стратегии национальной безопасности РФ, которая при перечислении стратегических национальных приоритетов на первое место выдвигает оборону страны, государственную и общественную безопасность (п. 31).

4. Средствами решения охранительной задачи уголовного права являются:

— определение основания уголовной ответственности, которое четко зафиксировано в ст. 8 УК, в соответствии с которой единственным основанием уголовной ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного УК;

— определение принципов уголовной ответственности;

— криминализация деяний, т.е. фиксация их в законе в качестве преступных и уголовно наказуемых, выступающая итогом процесса выявления общественно опасных форм поведения, изучения его причин, признаков и последствий, определения допустимости, возможности и целесообразности борьбы с ним уголовно-правовыми средствами;

— пенализация деяний, т.е. установление санкций и пределов наказания за то или иное преступление;

— установление определенных уголовно-правовых последствий совершения преступлений.

5. Предупредительная задача уголовного права заключается в использовании уголовно-правовых средств в общей системе государственных мер, направленных на выявление, устранение, ослабление или нейтрализацию причин и условий преступлений, а также в удержании отдельных людей от совершения преступлений. УК принадлежит большая, но далеко не главная роль в предупреждении преступлений. Уголовный закон выступает крайним средством, последним аргументом власти в предупреждении преступлений, когда предотвращение вреда с помощью иных правовых средств оказывается невозможным.

Основные направления уголовно-правового функционирования предупреждения преступлений выражаются в определении объектов и направлений криминологической профилактики; в уголовно-правовом воздействии на причины и условия совершения преступлений; в уголовно-правовом воздействии на сознание неустойчивых граждан (общепредупредительное воздействие); в воздействии уголовного права на лиц, совершивших преступления, для исключения повторного их совершения (частнопредупредительное воздействие) <1>.
———————————
<1> Саркисова Э.А. Предупредительная роль уголовного закона. Минск, 1979. С. 23.

Предупреждение преступлений достигается нормативными положениями Общей и Особенной частей уголовного закона. В Общей части предупредительный эффект заложен в предписаниях о добровольном отказе от преступления, об обстоятельствах, исключающих преступность деяния, о деятельном раскаянии как основании освобождения от уголовной ответственности, о принудительном психиатрическом лечении лиц, совершивших общественно опасные деяния в состоянии невменяемости, об установлении уголовной ответственности за подстрекательство к преступлениям, о превентивном назначении ПМВВ. В Особенной части уголовного закона профилактическую нагрузку несут предписания об ответственности за поведение, препятствующее раскрытию преступлений, за вовлечение тех или иных лиц в совершение преступлений или антиобщественных действий, за преступления, служащие криминогенными условиями, благоприятствующими совершению более тяжких преступлений, предписания о специальных случаях деятельного раскаяния. Значительный предупредительный эффект имеет также последовательная реализация идеи неотвратимости уголовно-правового реагирования на каждое совершенное преступление.

Дополнительный комментарий к ст. 2 Уголовного кодекса РФ

Задачи уголовного закона связаны в первую очередь с историческим происхождением уголовного права. На определенном этапе развития человеческого общества оно возникло как реакция государства на преступные посягательства, причиняющие вред или создающие угрозу причинения вреда позитивным общественным отношениям, интересам социума. Эти объекты и призван защитить уголовный закон своими специфическими средствами (в основном угрозой наказания и его применением). Поэтому охранительная задача уголовного закона является по существу присущей ему исторической задачей, независимой от политического строя государства, особенностей его социального и экономического развития. Вместе с тем необходимо отметить, что приоритеты охраны уголовного закона носят исторически изменчивый характер.

Конституция Российской Федерации в ст. 2 провозгласила человека, его права и свободы высшей ценностью, а признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина — обязанностью государства.

Это конституционное положение нашло свое отражение в УК РФ, где среди ценностей, охраняемых уголовным законом, на первое место поставлены именно права и свободы человека и гражданина. Поэтому отнюдь не случайно Особенная часть УК РФ открывается разделом о преступлениях против личности.

Важной задачей УК РФ является также охрана от преступных посягательств таких фундаментальных для общества и государства общественных отношений, как отношения собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя Российской Федерации.

И, наконец, УК РФ обеспечивает охрану от преступных посягательств, мира и безопасности человечества. Наличие этой задачи обусловлено тем, что для России, являющейся частью мирового сообщества, не могут быть безразличны его общие интересы. И в силу этого УК РФ устанавливает ответственность за преступления, посягающие как на интересы отдельных групп населения земли, так и на интересы целых народов, государств, их мирное существование.

Таким образом, можно сказать, что порядок расположения объектов охраны УК РФ отражает иерархию ценностей, принятую в России, являющейся демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления, и свойственную передовым, развитым государствам мира, а именно: охрану интересов личности, общества, государства.

Вторая задача уголовного закона — это предупреждение преступлений (предупредительная задача). Предупреждение преступлений представляет собой комплексную деятельность государства и общества по недопущению совершения преступлений. Меры, направленные на предупреждение преступлений, могут быть самого разнообразного характера: экономического, политического, организационного, морального, правового и т.д. Применение таких мер обусловлено тем, что преступность — это явление социальное, исторически изменчивое. При различных условиях жизнедеятельности общества и государства изменяются и динамика, и структура преступности. В предупреждении преступлений уголовный закон играет важную, но не главенствующую роль. Основным превентивным средством здесь выступает угроза применения наказания за совершение преступления. Однако хорошо известно, что страх перед наказанием далеко не всегда удерживает от преступных действий, поскольку надежда избежать наказания достаточно велика. Поэтому угроза наказанием должна сопровождаться его неотвратимостью. Эти позиции являются основой уголовно-правового предупреждения преступлений. Вместе с тем уголовному закону известны и другие средства, содействующие предупреждению преступлений. К ним можно отнести наличие в уголовном законе дозволительных или управомочивающих норм (необходимая оборона, крайняя необходимость, обоснованный риск и др.), также содействующих предупреждению преступлений. На предупреждение преступлений направлены и поощрительные нормы, которые связывают освобождение от уголовной ответственности с позитивным поведением: добровольный отказ от преступления, добровольная сдача оружия, добровольное освобождение похищенного и т.д. К числу поощрительных норм можно отнести также и нормы, регулирующие вопросы освобождения от наказания, в том числе и досрочного. Таким образом, средства, направленные на предупреждение преступлений, которыми располагает уголовный закон, достаточно широки.

Говоря о задаче предупреждения преступлений, следует выделить два ее аспекта. Первый — это общее предупреждение, или общая превенция, состоит в предупреждении совершения любых преступлений гражданами под влиянием установленного уголовно-правового запрета. Второй аспект задачи предупреждения преступлений состоит в предупреждении совершения новых преступлений лицами, которые преступление уже совершили (частное предупреждение, или частная превенция). Решение задачи частной превенции достигается путем применения к лицам, совершившим преступление, уголовного наказания, принудительных мер медицинского характера, принудительных мер воспитательного воздействия, усиленного социального контроля за осужденными или лицами, освобожденными от наказания.

При этом следует отметить, что уголовный закон подлежит публикации, публикуются также изменения и дополнения уголовного закона. Текст уголовного закона доступен широким массам населения, что в сочетании с пропагандой необходимости укрепления законности и правопорядка, отрицательных последствий совершения преступлений оказывает существенное влияние на правосознание граждан, выработку у населения социально полезных установок поведения. Кроме того, нельзя сбрасывать со счетов и страх перед уголовным наказанием, который способен удержать от совершения преступлений неустойчивую в моральном и нравственном отношении часть граждан.

Таким образом, для осуществления задач охраны наиболее значимых объектов от преступных посягательств и предупреждения преступлений УК РФ устанавливает основание и принципы уголовной ответственности, определяет, какие опасные для личности, общества или государства деяния признаются преступлениями, и устанавливает виды наказаний и иные меры уголовно-правового характера за совершение преступлений.

Судебная практика: приговоры и наказание по ст. 2 УК РФ