Регистрация заведомо незаконных сделок с недвижимым имуществом, умышленное искажение сведений государственного кадастра недвижимости и (или) Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а равно занижение кадастровой стоимости объектов недвижимости, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности должностным лицом с использованием своего служебного положения, —
наказываются штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
Комментарий к ст. 170 УК РФ
1. Первым альтернативным признаком объективной стороны преступления названа регистрация незаконных сделок с недвижимым имуществом.
Виды недвижимого имущества определены в ст. 130 ГК. В соответствии со ст. 131 ГК право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней; орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней, обязан по ходатайству правообладателя удостоверить произведенную регистрацию путем выдачи документа о зарегистрированном праве или сделке либо совершением надписи на документе, представленном для регистрации; порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и основания отказа в регистрации этих прав устанавливаются в соответствии с ГК Законом о регистрации прав на недвижимое имущество.
До 1 января 2017 г. отношения, охраняемые комментируемой статьей УК РФ, включая правила ведения соответствующего реестра, регулировались Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ, с указанной же даты — Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Однако круг предметов комментируемого преступления шире перечня объектов недвижимости, указанных в названных Законах. Так, п. 2 ст. 130 ГК относит к недвижимым вещам, в частности, подлежащие государственной регистрации морские суда, тогда как право собственности и иные вещные права на судно, ограничения (обременения) этих прав (ипотека, доверительное управление и др.), их возникновение, переход и прекращение подлежат регистрации не в Едином государственном реестре недвижимости (ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ), а в Государственном судовом реестре или реестре маломерных судов (п. 2 ст. 33 КТМ). Сказанное относится и к иным, помимо указанных в Федеральных законах от 21.07.1997 N 122-ФЗ и от 13.07.2015 N 218-ФЗ, видам недвижимости, сделки с которыми подлежат регистрации в установленном законом порядке.
2. О понятии сделки см. комментарий к ст. 174. Согласно ст. 164 ГК в случаях, если законом предусмотрена государственная регистрация сделок, правовые последствия сделки наступают после ее регистрации.
Такую характеристику сделки, как незаконность, нужно понимать как бланкетный признак и исходить в оценке незаконности сделки из положений § 2 гл. 9 ГК, которые указывают на основания признания сделки недействительной.
3. Понятие «государственная регистрация» также следует трактовать как бланкетный признак, а это означает, что в объективную сторону преступления входит не только внесение записей в ЕГРН при отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав, но и иные действия, которые отнесены к государственной регистрации прав в ст. 29 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ, в том числе правовая экспертиза документов, проверка законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки) и установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа в государственной регистрации прав или ее приостановления в соответствии с указанным Федеральным законом.
Сказанное означает, что если указанный в комментируемой статье субъект по названным в данной статье мотивам сумеет лишь провести правовую экспертизу и принять юридически значимое решение о законности сделки, осознавая в то же время, что сделка в действительности незаконна, такие действия следует признать оконченным преступлением, даже если внесение записей в ЕГРН произведено не будет, напр., ввиду выявления и пресечения на этом этапе соответствующих противоправных действий.
4. Второй альтернативный признак объективной стороны преступления — искажение сведений государственного кадастра недвижимости и (или) Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним. О ЕГРН см. п. 1 коммент. Понятие государственного кадастра недвижимости ныне в законодательстве не разъясняется, однако в ст. 8 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ определяется содержание сведений, вносимых в кадастр недвижимости. Представляется, что по смыслу закона объективную сторону коммент. деяния будет составлять искажение сведений именно кадастра недвижимости.
5. Искажение соответствующих сведений состоит во внесении в кадастр недвижимости и ЕГРН не соответствующих действительности записей, подделке записей различными способами, уничтожении части записей на указанных бумажных или электронных носителях (в последнем случае при наличии к тому оснований содеянное должно квалифицироваться по совокупности и по ст. 272 УК РФ). Искажения могут касаться любых данных, входящих в состав сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости.
6. Третий альтернативный признак объективной стороны преступления — занижение кадастровой стоимости объектов недвижимости. Сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости вносятся в кадастр недвижимости (п. 1 ч. 5 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ). Об основаниях, порядке определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, регулирующих соответствующую деятельность нормативных правовых актах, см. Пост. Пленума ВС РФ от 30.06.2015 N 28.
7. Субъект преступления — специальный, но не всякое должностное лицо, а лишь использующее свое служебное положение, что исходя из смысла сделанной законодателем оговорки означает: на должностное лицо, дабы оно было признано субъектом преступления, предусмотренного комментируемой статьей, должны быть возложены полномочия по совершению юридически значимых действий в виде регистрации сделок с недвижимым имуществом, внесения, изменения соответствующих сведений в кадастр недвижимости и ЕГРН, в том числе касающихся кадастровой стоимости объектов недвижимости.
8. Субъективная сторона — прямой умысел. О понятии корыстной и иной личной заинтересованности см. п. 16 Пост. Пленума ВС РФ от 16.10.2009 N 19, а также комментарий к ст. 285.